Обзор изменений законодательства:

Россия и Беларусь: межгосударственные бюджетные трансферты, новые договорённости по НДС и акцизам

05 октября 2022

Правительство РФ одобрило предварительно проработанный с белорусской стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам[1] (далее — Договор), а именно — по НДС и акцизам.

Договор заключается в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Закон № 101-ФЗ). Решение о проведении переговоров и о подписании международных договоров РФ принимаются в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, — Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, — Правительством РФ (п. 1 ст. 11 Закона № 101-ФЗ).

Сейчас НДС в торговых отношениях между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь применяется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). А новый Договор посвящен иным вопросам: он предусматривает приведение Россией и Беларусью своего налогового законодательства в соответствие с положениями Договора до 1 января 2023 года. То есть речь идёт не об установлении порядка взимания НДС и акцизов, а о том, что в России и в Беларуси будет схожее регулирование в отношении этих косвенных налогов.

Как прямо указано в Договоре, его целью является (в том числе):

  • исключение факторов, искажающих условия нейтральности косвенных налогов и равной конкуренции хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение целостности фискальной базы Сторон;
  • формирование единого информационного пространства для сквозного анализа данных по НДС.

Минфину России (как профильному государственному органу) поручено провести переговоры с белорусской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации Договор, разрешив вносить в его проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Договор предусматривает, что Стороны приводят свое налоговое законодательство в отношении НДС и акцизов в соответствие со статьями 4 и 5 настоящего Договора до 1 января 2023 г. В частности, Россия и Беларусь установят:

1. акцизы на все товары и услуги в соответствии с минимальным перечнем подакцизных товаров и услуг, предусмотренным приложением № 1 к Договору.

Так, Договор предусматривает, что обложению акцизами подлежит табак трубочный, курительный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции), сигары, сигариллы, сигареты, папиросы, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания. В то же время статья 181 НК РФ относит к облагаемой акцизами просто табачную продукцию. В целом перечень подакцизных товаров, установленный в НК РФ, гораздо шире: например, в НК РФ фигурируют не упомянутые в Договоре мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), средние дистилляты, авиационный керосин и многое другое;

2. ставки по подакцизным товарам и услугам в размерах не ниже размеров минимальных ставок, установленных приложением № 2 к Договору.

В частности, предлагается установить размеры минимальных налоговых ставок по дизельному топливу:

  • с 1 января по 31 декабря 2023 г. включительно — 9938 российских рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 г. включительно — 10336 российских рублей за 1 тонну.

Аналогичные ставки предусмотрены статьей 193 НК РФ с 1 января 2023 года.

При этом Стороны могут дополнять в своем налоговом законодательстве перечень подакцизных товаров и услуг и устанавливать ставки акцизов на них, а также устанавливать ставки акцизов в размерах выше размеров минимальных ставок на подакцизные товары и услуги, предусмотренные приложением № 1 к Договору;

3. льготы по акцизам (Приложение № 3 к Договору) — отдельно для Российской Федерации (в целом соответствуют уже действующим положениям НК РФ) и для Республики Беларусь.

4. операции (обороты), освобождаемые от уплаты НДС; операции (обороты), облагаемые НДС по пониженной ставке (за исключением нулевой ставки); операции (обороты), облагаемые НДС по нулевой ставке, предусмотренные соответствующими приложениями к Договору (исключительно в отношении предусмотренных в Договоре категорий налогоплательщиков).

В Приложении № 4 к Договору приведены категории налогоплательщиков, освобождаемых от обязанностей по уплате НДС и не являющихся плательщиками НДС в соответствии с НК РФ (применяющие УСН, ЕСХН и др.).

В Приложении № 5 приведены операции, которые освобождаются от уплаты НДС или исключаются из объекта обложения НДС в соответствии с НК РФ.

В Приложении № 6 перечислены операции, облагаемые НДС по налоговой ставке 10% в соответствии с НК РФ.

Нужно учитывать, что статья 7 НК РФ устанавливает приоритет международных договоров над НК РФ, то есть будут действовать нормы международного договора, если положения Кодекса будут ему противоречить. При этом в НК РФ должны будут быть внесены поправки путем принятия соответствующего федерального закона. В случае если нормы Договора будут противоречить иным соглашениям между Россией и Беларусью, будет действовать Договор, как последний по времени принятия.

Кроме того, согласно Договору планируется создать Интегрированную систему администрирования косвенных налогов (далее — ИСА КН). В Приложении № 8 к Договору установлены общие требования к этой системе. Налоговые органы России и Беларуси обеспечат поступление в ИСА КН всей информации, необходимой и достаточной для оперативного контроля за уплатой НДС, включая информацию о налогоплательщиках налога на добавленную стоимость и совершаемых ими операциях.

Помимо этого, для обеспечения контроля за реализацией Договора создается коллегиальный орган — Наднациональный налоговый комитет (ст. 10 Договора). В его состав будут входить по 6 человек от каждой Стороны. Организация деятельности Комитета, его функции, а также порядок назначения на должности председателя Наднационального налогового комитета и его заместителя определяются Положением о Наднациональном налоговом комитете, утверждаемым Советом Министров Союзного государства.

Наднациональный налоговый комитет будет осуществлять мониторинг:

  • полноты имплементации сторонами положений Договора в их налоговое законодательство;
  • практики применения Договора в целях исключения случаев двойного налогообложения или двойного неналогообложения;
  • эффективности реализации Договора;
  • выполнения налоговыми органами Сторон положений Договора в части полноты и своевременности представления информации в ИСА КН.

Кроме того, при выполнении Белорусской Стороной всех вытекающих из настоящего Договора обязательств Российская Сторона ежемесячно в порядке и на условиях, которые установлены настоящей статьей, предоставляет Белорусской Стороне межгосударственные бюджетные трансферты в размере, рассчитанном в соответствии со статьей 9 Договора.

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться


 

[1] распоряжение Правительства РФ от 12.09.2022 №2583-р «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам»