Юникон в СМИ:

Подсчитанному верить

29 мая 2019

Доходы консалтинговых компаний уверенно растут

Eжегодный рэнкинг крупнейших консалтинговых групп и компаний, составленный агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), выявил уверенный рост суммарных доходов его участников. Динамика рынка сейчас в большей степени обеспечена применением современных ИТ-технологий, а также спросом на консалтинг в области финансов и налогов.

Объем выручки крупнейших российских консалтинговых групп и компаний — участниц рэнкинга по итогам 2018 года составил 107,1 млрд рублей, увеличившись за год по сопоставимым данным на 17 процентов (для сравнения — против 10 процентов отмеченных в прошлогоднем выпуске рэнкинга). Таким образом рост рынка консультаций уже второй год подряд уверенно перекрывают отслеживаемую Росстатом инфляцию (4,3 процента и 2,5 процента за 2018 и 2017 годы соответственно).

Позитивный результат обеспечен прежде всего лидерами рэнкинга: в 2018 году на долю топ-10 рэнкинга пришлось 70 процентов от всего объема выручки участников списка (полную версию таблицы см. на сайте www.raex-a.ru), а их доходы увеличились на 19,6 процента. Впрочем, из 180 компаний и групп, включенных в рэнкинг в этом году, всего 54 участника завершили год с отрицательным результатом по выручке. Важнейшими факторами роста спроса выступают цифровизация и современные технологии.

Согласно данным участников рэнкинга, львиная доля их суммарных доходов в 2018 году была сформирована от услуг ИТ-консалтинга: 66 процентов, или 51,3 млрд рублей (здесь и далее доли приведены без учета компаний «большой четверки»). Услуги по данному направлению предоставляла каждая четвертая компания нашего рэнкинга. Большая часть выручки здесь — 33,1 млрд рублей — приходится на разработку и системную интеграцию, еще 18,2 млрд рублей — на управленческое консультирование. Помимо традиционных потребностей клиентов в автоматизации бизнес-процессов спрос подогревает и цифровизация. 

«Компании осознают необходимость в функциональном обогащении информационных систем, более тесной интеграции и цифровизации сквозных бизнес-процессов, понимают ценность и возможность использовать накопившиеся данные для поддержки принятия решений», — поясняет Богдан Коцовский, генеральный директор АО «БДО Юникон Бизнес Солюшнс».

Вторым по объемам выручки направлением (доля 13 процентов) стали услуги в области финансового управления. В 2018 году суммарные доходы участников рэнкинга здесь составили 9,8 млрд рублей. Большая часть этой выручки приходится на услуги аутсорсинга финансовых бизнес-процессов и их поддержку. Спросом также пользуются разработки методологий учета и консультации по МСФО.

Юридические услуги и налоговый консалтинг суммарно принесли участникам рэнкинга 5,7 млрд рублей (7,3 процента) — по 2,9 и 2,8 млрд рублей соответственно. Участники рынка связывают запросы клиентов на налоговый консалтинг не только с новациями в учете. «Сложная структура системы налогообложения в целом приводит к неоднозначному толкованию норм законодательства. Поэтому для защиты интересов налогоплательщика нашим консультантам требуется не только глубокие знания законодательства и анализ текущей ситуации клиента, но и подробный анализ имеющейся судебной практики», — поясняет Клара Валентина Воробьева, руководитель практики налогового консультирования, МЭФ PKF.

На оценке крупнейшие консалтинговые компании заработали в прошлом году не менее 3,7 млрд рублей (5 процентов от объема по рэнкингу). Популярностью в 2018 году пользовался и HR-консалтинг: совокупный объем доходов по рэнкингу здесь достиг 2,5 млрд рублей; данный объем сформировали 20 компаний, в том числе новый участник рэнкинга — компания Ward Howell.

Объем консультаций в области стратегического планирования и маркетинга составил в прошлом году 1,9 млрд рублей (2 процента) — услуги стратегического консалтинга принесли участникам рэнкинга 1,4 млрд рублей, а маркетинговый консалтинг — 495,4 млн рублей. «Стратегический консалтинг, проекты по операционной эффективности и прикладные маркетинговые проекты по-прежнему остаются востребованными. Это закономерно, ведь сущность консалтинга — способствовать максимизации прибыли компании-клиента, снижению издержек и вывод бизнеса на качественно новый уровень развития», — говорит Юлий Сомсиков, управляющий партнер Swiss Consulting Partners. Алена Фомина, генеральный директор ЦНИИ «Электроника», поясняет: «По нашему опыту, мы наблюдаем рост спроса на услуги в области разработки продуктовых стратегий, комплексных исследований гражданских сегментов, аудит технологических возможностей предприятий, а также разработку стратегий цифровизации».

Наконец, без малого один миллиард за 2018 год (803,6 млн рублей) зафиксирован в сегменте консалтинговых услуг в области производства. Львиная доля доходов здесь формируется за счет спроса на услуги строительных и технологических аудитов и экспертиз (см. таблицу «Технический аудит и консалтинг»).

 Российская газета