Юникон в СМИ:

Интервью партнера Ларисы Ефремовой

22 ноября 2016

Интервью партнера БДО Юникон Ларисы Ефремовой для журнала «Лизинг Ревю»

Один из актуальнейших вопросов, который волнует компании перед принятием решения о регулировании лизинговой деятельности — вопрос финансового учета и отчетности. Как изменится подход к этому важнейшему направлению деятельности? Об этом мы поговорили с членом рабочей группы при ЦБ РФ, партнером компании BDO Юникон Ларисой Ефремовой.

— Сегодня понятно, что реформа лизинговой отрасли неизбежна. Небольшие региональные компании волнуют, в первую очередь, два вопроса: какова будет цена входного билета в СРО и что изменится в финансовом учете и отчетности. Вы являетесь активным участником рабочей группы при ЦБ РФ. Так каких изменений ждать в отношении финансового учета?

— Рабочая группа при ЦБ РФ создана для того, чтобы доработать с учетом лизинговой специфики стандарт «Аренда» для некредитных финансовых организаций (далее — НФО). Тогда, после принятия решения о том, что ЦБ РФ становится регулятором отрасли, лизинговые компании будут применять данный стандарт и единый план счетов (далее — ЕПС). На заседании рабочей группы мы вырабатывали решения по наиболее сложным вопросам, к которым, по моему мнению, следует отнести в первую очередь зачет авансовых платежей. По МСФО полученный аванс уменьшает чистые инвестиции в лизинг, а по российскому законодательству авансы могут быть зачтены в течение всего периода действия лизингового договора, практически до конца сделки. Как отразить этот аванс в отчетности по Отраслевым Стандартам Бухгалтерского Учета (далее — ОСБУ) для НФО? Ведь по МСФО, если начался уже лизинг, то аванса не должно быть в отчетности, он сворачивается с NIL. Философия самого понятия NIL — чистых инвестиций в лизинг — в том, чтобы показать сумму ожидаемых от лизингополучателей платежей. Второй сложный вопрос, который мы разрабатывали — это отражение НДС. Ведь все НФО не платят НДС с основной деятельности, поэтому операции по НДС и не отражены в действующей редакции стандарта. И третий вопрос, который мы рассмотрели и тоже отправили на согласование в ЦБ РФ — это доработка стандарта с учетом введения с 1 января 2019 года нового МСФО 16 «Аренда», где арендаторы вне зависимости от операционной или финансовой аренды всегда будут отражать у себя на балансе в активах — право пользования имуществом, а в обязательствах — обязательства по аренде. Это существенно может изменить отчетность арендаторов, повлияет на показатели их финансовой устойчивости, платежеспособности, на расчет ковенантов и т. д. А с учетом того, что бизнес лизинговых компаний зависит от лизингополучателей, то благополучие последних должно уже сейчас беспокоить лизинговое сообщество. Например, европейские лизинговые компании уже сейчас ведут переговоры с лизингополучателями и объясняют, как изменится отчетность в связи с вступлением МСФО 16 «Аренда» и вместе ищут пути решения. Хотелось бы еще добавить, что с 1 января 2017 года вступают в действие двадцать ОСБУ для НФО, которые подготовлены полностью на базе МСФО и, кроме стандарта «Аренда», лизинговые компании, если перейдут под регулирование ЦБ РФ, будут обязаны применить и все остальные стандарты. Следовательно, даже те лизинговые компании, которые никогда не делали отчетность по МСФО, будут обязаны ее делать. Новая финансовая отчетность отразит реальное финансовое положение компаний и далеко не в лучшую сторону.

— Давайте вернемся на шаг назад. Лизинговая отрасль весьма неоднородна — государственные компании, прибанковские, независимые, небольшие по размеру региональные. Будет ли диверсифицирован подход к ним?

— Да, нюансов очень много. По какому критерию отнести компанию к лизинговой? Предполагается, что водораздел, по которому будут вычленять профессиональных участников рынка, пойдет от четырех сделок. То есть до четырех сделок можно не относить себя к профессиональным участникам лизинговой отрасли. Но и такой принцип вызывает вопросы. А если, например, заключен один договор, но рамочный, и дальше на протяжении нескольких лет будет идти поставка оборудования по спецификациям или дополнительным соглашениям?

Ведь банк или страховая компания даже после одной сделки рассматриваются регулятором как полноценные участники рынка.

Кстати, на лизинг обратили внимание, потому, что по объему средств, привлеченных в эту отрасль, финансовая аренда занимает второе место после банков. То есть рынок лизинга больше, к примеру, рынка страхования.

Кстати, сейчас много разговоров, что небольшие компании «вымоются» с рынка. Но у меня на это свой, аудиторский глаз. Я анализировала работы десятков небольших по объему, но очень устойчивых и хорошо управляемых компаний. У них есть своя ниша в регионе, и они в ней себя хорошо чувствуют. Почему они должны уйти с рынка после введения регулирования? Не вижу такой опасности.

C другой стороны: в чем риски государства при лизинге? Кажется хорошо, что лизинговые компании являются собственниками имущества до окончания сделки и/или получения всех лизинговых платежей, но государство, прежде всего, защищает интересы реального сектора экономики, который использует лизинг как механизм инвестиций, то есть лизингополучателя. Существует немало ситуаций, когда при оплате 90 процентов всех лизинговых платежей имущество еще остается за лизинговой компанией, а она разоряется и уходит с рынка и все имущество переходит к банку, т. к. является предметом залога по кредитному договору. В данной ситуации лизингополучатель остается и без денег и без имущества, а это, например, завод, который должен выпускать продукцию и обеспечивать увеличение ВВП страны. И это тоже одна из причин, в связи с которой государство хочет ввести регулирование лизинговой отрасли.

Еще один момент. Лизинговые компании в большинстве своем используют заемные средства. Что такое собственные средства? Это уставный капитал, возможно резервный и добавочный капитал, и нераспределенная прибыль. Прибыли в сегодняшних условиях почти ни у кого нет, а уставный капитал ООО может быть всего 10 000 рублей. Что можно взять с такой компании? Хорошо, если имущество на балансе ликвидное. А так, случись проблемы у лизинговой компании, то добросовестный лизингополучатель ничем не защищен.

Если экстраполировать то, как вводилось регулирование страховой деятельности, на нашу отрасль, то первое требование было к уставному капиталу компаний, начиналось с 30 млн руб. от вида страховой деятельности до 480 млн руб., а сейчас будет еще увеличено. Видимо и к уставному капиталу лизинговых компаний будет сформулировано какое-то минимально требование. Какое именно, пока сложно сказать, может это будет пять миллионов, может, два, но не 10 000 руб. — это точно! Но, хочу отметить, что жесткого регулирования, такого, как применяется к банковской деятельности, не предполагается и это дает основание надеяться на то, что компании, которые выстроили свой риск-менеджмент грамотно, на рынке останутся.

— Так что делать сейчас, в те два года, которые отведены на переходный период? Это ведь совсем небольшой срок.

— Как готовится финансовым службам лизинговых компаний к регулированию ЦБ? Прежде всего, я бы порекомендовала изучить все двадцать стандартов для НФО, которые разработаны ЦБ. Второе — надо посмотреть на свою систему внутреннего контроля и риск-менеджмента. Это означает не просто наличие внутреннего регламента, но и постоянный контроль за реперными точками. К примеру, аудитор страховых компаний в аудиторском заключении подтверждает не просто финансовую отчетность, но и действенность системы внутреннего контроля, платежеспособность и финансовую устойчивость страховой компании, адекватность формирования страховых резервов резервов, соблюдение законодательства по размещению страховых резервов и собственных средств.

Следует изучить проект ПБУ «Аренда», размещенный на сайте Минфина. Правда, этот документ, будет значительно переработан в связи с тем, что вносятся существенные изменения в аналогичный стандарт по МСФО. Планируется, что за основу ПБУ «Аренда» будет принят именно новый МСФО 16 «Аренда». Следовательно, и по российскому законодательству отчетность лизинговых компаний будет отражать операции как и в МСФО. Этим выполняется решение по реформированию бухгалтерского учета — сближение с международными стандартами.