Юникон в СМИ:

В гостях у редакции: Погуляев Владислав Юрьевич

31 марта 2021

В гостях у редакции журнала «Аудит»: Погуляев Владислав Юрьевич, Член Правления СРО ААС, Член Комитета по аудиту ОЗО, генеральный директор АО «БДО Юникон», к.э.н.

Ред.: Владислав Юрьевич, почему Вы решили связать свою судьбу с аудиторской деятельностью?

В.Ю.: В моей жизни этот выбор произошел дважды. Сперва это было скорее случайное решение, чем осознанная стратегия, больше обусловленное сложившимися отношениями с профессорами кафедры учета и аудита Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где я тогда учился. Имея сильную математическую подготовку, я считал общеэкономические дисциплины поверхностными и несерьезными, а аудит и анализ нравились своей логичностью. Поэтому сразу после МГУ я пришел в одну из крупных международных аудиторских компаний, где мое обучение продолжилось. Но через какое-то время мне захотелось самому делать все то, что аудиторы потом проверяют, и я ушел в реальный сектор. Занимался созданием сильного корпоративного центра в одной из естественных монополий, участвовал в сделке по слиянию двух крупнейших компаний, было интересно. После этого я второй раз выбрал аудит — уже более осознанно, как удачный микс интересной профессии и возможностей для предпринимательства, и даже немного как образ жизни.

Ред.: Вы являетесь генеральным директором АО «БДО Юникон» и работаете в компании с 2005 г. Расскажите об истории компании, какие этапы развития были для Вас наиболее интересными и запоминающимися?

В.Ю.: Я пришел в компанию почти сразу после того, как лидирующая российская аудиторско-

консалтинговая компания Юникон вошла в международную сеть BDO. Предстояла интереснейшая транcформация сложившейся российской компании в международную, предусматривающая изменение внутренней культуры, внедрение новой методологии, новых IT-технологий, перестройку

большого количества внутренних процессов одновременно с продвижением компании на российском рынке, борьбой за самых крупных российских клиентов и самые сложные проекты. Вместе со мной в компанию пришла талантливая команда партнеров с большим опытом, которые и совершили эту трансформацию, обеспечив БДО Юникон заслуженное место среди крупнейших аудиторских компаний в России. В 2019 г. мы совместно со своими клиентами отпраздновали 30-летний юбилей!

Ред.: В прошлом году компания прошла проверку Федерального казначейства. Какие были итоги проверки? С какими сложностями пришлось столкнуться?

В.Ю.: Спецификой прошлогодней проверки было то, что в ходе нее Федеральное казначейство начало отрабатывать дистанционный формат взаимодействия с использованием современных средств коммуникаций и технологий, как будто там уже предчувствовали угрозу надвигающейся пандемии и переход всего мира в режим работы online. 

Используя нашу экспертизу в области IT, мы организовали удаленный доступ для сотрудников Казначейства к ряду аудиторских документов с использованием защищенных каналов, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации, составляющей аудиторскую тайну.

Передача копий аудиторских документов и ведение соответствующей официальной переписки осуществлялись с использованием электронно-цифровой подписи, а не в бумажном виде, как это происходило ранее. Пригодились имеющиеся у сети BDO IT-технологии — например, защищенный портал BDO Connect и аудиторское программное обеспечение, предусматривающее технологии WEB Application для удаленной работы. 

Ред.: Как компания работает в условиях пандемии? Какие появились особенности проведения аудиторских проверок и сбора аудиторских доказательств в этот период? 

В.Ю.: Этот вопрос, год назад волновавший многих, уже потерял прежнюю остроту. Развитие IT-технологий всегда было одним из важнейших приоритетов сети BDO в России и в мире: мы понимали, что традиционный аудит вошел в полосу фундаментальных преобразований, а следовательно, стратегически важной задачей является цифровизация. Сегодня, получив опыт работы в условиях локдауна, это признают все участники рынка. IT-технологии в аудите — это целый спектр инструментов для удобной обработки обширных разнородных массивов данных, средства обеспечения эффективного взаимодействия с клиентами, специализированное аудиторское ПО. Они не только повышают эффективность управления бизнесом, но и позволяют создавать новые продукты и услуги, адекватно замещать «ручной» труд аудитора технологиями. Мы еще в 2017-2018 гг. начали усиленно обновлять инфраструктуру, выстраивать IT и ИБ-процессы, — с технологической точки зрения это позволило компании практически бесшовно перейти в дистанционный формат во время пандемии. Несколько сложнее пришлось нашим сотрудникам и клиентам: они столкнулись с необходимостью немного изменить свои привычки, но и это произошло довольно быстро. Что касается получения некоторых видов необходимых аудиторских доказательств, то мы также успели сделать все необходимое еще до локдауна.

В целом могу сказать, что очень интересно наблюдать за процессом изменения методов коммуникаций в мире, который влияет на трансформацию аудиторской профессии, подталкивая ее к большим изменениям, основанным на применении IT-технологий.

Ред.: С 1 марта 2021 г. ужесточились требования в отношении обработки персональных данных. В частности, персональные данные, которые раскрываются неопределенному кругу лиц, теперь нельзя раскрывать без письменного согласия субъекта персональных данных. Как Вы считаете, каким образом выполнять обязанность по опубликованию отчетности в открытом доступе, если в ней указаны, к примеру, персональные данные бенефициарных владельцев?

В.Ю.: Ввиду относительно недавнего вступления в силу изменений в Федеральный закон «О персональных данных» на сегодняшний день еще не сформировано достаточной правоприменительной практики. Изменения заключаются в том, что из всего перечня правовых оснований на обработку персональных данных, предусмотренного ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», было исключено лишь одно основание — осуществлять обработку персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе. Все иные правовые основания для обработки персональных данных остаются в силе.

При этом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, а согласно ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случаях, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. Поэтому полагаю, что вступившие в силу с 1 марта 2021 г. нововведения в законодательство о персональных данных не затрагивают случай обработки персональных данных в целях опубликования отчетности в открытом доступе.

Ред.: С 27 февраля вступил в силу приказ Минфина РФ, который добавляет в некоторые ПБУ тезис о том, что можно раскрывать информацию в ограниченном объеме, утаивая сведения, раскрытие которых может повредить. Как Вы считаете, справедливо ли данное нововведение?

В.Ю.: На мой взгляд, это нововведение весьма неоднозначно. С одной стороны, оно призвано обезопасить организации от возможных потерь экономического характера и/или урона для деловой репутации. С другой стороны, вопрос определения степени ограничения раскрываемой информации отнесен к компетенции руководства самой организации, что, к сожалению, не исключает субъективизма в вынесении решения об адекватности таких ограничений. Поэтому в ряде случае данное нововведение явно не будет способствовать повышению прозрачности финансовых рынков ввиду риска предвзятости руководства и вероятного злоупотребления данной нормой, обусловленного умышленным отказом от раскрытия той информации, которая невыгодна самой организации в силу тех или иных причин. Полагаю, что аудиторы должны проявлять максимум осторожности и профессионального скептицизма, соглашаясь с фактами нераскрытия существенной информации.

Ред.: Каково Ваше профессиональное мнение о проекте Дисциплинарного кодекса Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»?

В.Ю.: Полагаю, что разработка Дисциплинарного кодекса, призванного заменить несколько устаревший Порядок применения мер дисциплинарного воздействия, соответствует текущим потребностям развития аудиторского рынка и способствует созданию более прозрачных правил игры. В целом нормы Кодекса направлены на повышение уровня защиты добросовестных аудиторов и на очищение аудиторского рынка от недобросовестных участников, что приветствуется крупными аудиторскими компаниями.

Ред.: Как известно, в сферу Ваших профессиональных интересов входят вопросы, связанные с листингом. Как председатель Экспертного совета по листингу Московской биржи, расскажите, с какими сложностями столкнулись отечественные компании в прошлом году на фондовом рынке?

В.Ю.: Уже много лет занимаюсь изучением российского и иностранного фондового рынка. Периодически думаю, что, если бы не аудит, я строил бы карьеру на фондовом рынке: там много математики и психологии — дисциплин, которые мне всегда нравились. Экспертный совет является консультативно-совещательным органом Московской биржи, созданным в целях экспертной оценки качества финансовых инструментов и выработки рекомендаций Биржи по листингу ценных бумаг. Накопленный аудиторский опыт и знание специфики различных отраслей позволяют мне быть полезным Совету и развиваться самому.

К сожалению, в рамках короткого интервью невозможно достаточно полно проанализировать сложности компаний на фондовом рынке. Но, понимая состав читателей журнала, считаю полезным обратить их внимание на сложности для инвесторов — физических лиц. За последние годы произошел рекордный приток розничных инвесторов на фондовый рынок в России: сейчас их более 10 млн, а в 2018 г. было лишь 2 млн. Это произошло в силу различных факторов, в том числе по причине активной популяризации и рекламы возможностей получения высокого и легкого дохода на фондовом рынке. И основной сложностью для розничных инвесторов — физических лиц, большая часть которых может ее и не осознавать, является крайне недостаточный уровень знаний, что в конечном счете приводит к убыткам и разочарованию, которых возможно избежать.

В этой связи обращаю внимание на огромное количество инициатив, реализуемых Московской биржей, по обучению розничных инвесторов в различных форматах. Аудиторам начинающим и опытным это должно быть особо интересно и близко, поскольку позволяет использовать свои профессиональные знания еще и для формирования дополнительного дохода и накоплений, и значительно развивает способность правильно читать финансовую отчетность и понимать риски бизнеса.

Ред.: Владислав Юрьевич, каковы Ваши интересы кроме работы, общественной деятельности?

В.Ю.: Лучший отдых — смена деятельности. Я считаю себя созидающим человеком, мне важно постоянно что-то создавать — от развития бизнеса до строительства дома. Строительство, кстати, стало для меня своеобразным хобби: и если у кого-то построение дома или ремонт квартиры, архитектура и инженерия вызывают тоску, то для меня это удовольствие. Когда есть время, охотно что-то делаю собственными руками. Спорт тоже является неотъемлемой частью моей жизни: летом — велосипед и ролики, зимой — горные лыжи. 

Владислав Юрьевич, большое спасибо за беседу!

Журнал «Аудит»