Юникон в СМИ:

Что делать?

27 марта 2020

Трудные решения приходится принимать сегодня владельцам бизнеса. Законсервировать деятельность или искать новые ниши? Спад покупательной способности — как с ним справиться? Что делать с принятыми на себя обязательствами? Отправлять людей на «удаленку» или сокращать?

Трудные вопросы и на них нет универсального ответа. И все же мы обратились к профессионалам, которые пережили не один кризис, с просьбой дать советы малому и среднему бизнесу.

Андрей Истомин, генеральный директор ГК «УРАЛЛИЗИНГ»:

— Прежде всего, в таких ситуациях надо быть честным: с коллективом, с контрагентами, с кредиторами. Не надо рассчитывать, что можно кого-то «кинуть» безнаказанно. Во-первых, не получится, а во-вторых, честное поведение в конечном итоге выгоднее для владельца бизнеса. Старшее поколение, для которого данный кризис будет очередным, это прекрасно понимает. А вот молодое поколение начинающих предпринимателей, к сожалению, мало видело примеров достойного и честного взаимоотношения между бизнесом и государством.

Повторю — честность требует мужества, но это единственно верный путь через кризис.

Лариса Ефремова, партнер компании БДО Юником:

— Прежде всего, надо оценить финансовое состояние компании, проанализировать все имеющиеся заключенные договоры, особенно долгосрочные — существует ли риск расторжения их или переноса сроков выполнения. Откорректировать бюджеты компаний с учетом реального движения денежных потоков.

Следующий шаг руководителя в нынешних условиях — это анализ того, как внешние факторы повлияют на бизнес компании в среднесрочной перспективе.

Очевидно, что из-за эпидемии потери понесут такие отрасли как туризм, гостиничный и ресторанный бизнесы. Но эпидемия — это не навсегда. И каждый руководитель, в зависимости от внутренней ситуации, должен решить, какими методами и способами ему сохранить действующий бизнес. Общего совета для всех не существует, малый и средний бизнес это всегда индивидуально.

А вот волатильность рубля с одной стороны, является серьезным негативным фактором, с другой — дает возможности.

Главный негативный тренд — это снижение покупательной способности населения при девальвации национальной валюты. На него наложились ограничения, связанные с эпидемией. Малому и среднему бизнесу придется подстраиваться под реальный спрос.

Но есть и позитивные моменты, связанные с девальвацией и ограничением международных контактов. Такая ситуация дает шанс для компаний, имеющих потенциал для импортозамещения. Малые производственные компании должны сейчас очень оперативно принять решение, в каких отраслях их продукция сможет заместить импортируемые комплектующие.

Выбирая направление для расширения бизнеса, следует посмотреть на отрасли, в которые государство инвестирует в настоящий момент. Например, судостроение. Могу привести аналогию из железнодорожной отрасли: для производства вагонов требуется несколько тысяч разного рода деталей, это огромный кластер. Такие кластеры могут и будут сформированы в судостроении, что дает шанс малому производственному бизнесу быть достаточно востребованными в российской экономике

Так что при всей сложности ситуации думаю, что владельцы субъектов МСП проявят бойцовские качества и в большинстве случаев не только сохранят свои компании, но и выйдут на новый виток своего развития и расширения зоны применения своих возможностей.

Александр Михайлов, генеральный директор ЛК Европлан:

— Сложившаяся ситуация и неопределенность — сложное испытание для любой отрасли, но и компания Европлан, и ее клиенты уже переживали сильные потрясения и продолжали успешно работать и в 2008, и в 2014 гг.

Сейчас мы видим, что передачи автомобилей и техники в лизинг идут во всех регионах нашего присутствия.

Главный совет бизнесу — проявлять гибкость, повышать клиентоориентированность, соблюдать договоренности. Повлиять на глобальную ситуацию мы не можем, но видим, что предпринимаются конкретные действия, чтобы минимизировать риски.

Также важно помнить, что любой кризис дает нам стимул увидеть новые возможности. И любой кризис — это бесценный опыт, анализ которого позволяет нам быть более сильными в дальнейшем. Например, в 2008 году, после девальвации рубля, мы, лизинговая компания, которая работает с малым бизнесом, сделали рублевые лизинговые продукты, поскольку бизнес мог расплачиваться только рублями.

Мы всегда пойдем навстречу нашим клиентам! Если вы столкнулись со сложной ситуацией, вы можете позвонить нам на горячую линию по телефону 8-800-250-80-80 или написать через Личный кабинет!

Яков Миркин, профессор, доктор экономических наук:

Трудно дать ответ — «всеобщий». Мы все — разные, и по-разному отвечаем на вызовы.

Когда попадаешь в тренд «ухода бизнеса» или «ухода из бизнеса» (кризис, личные обстоятельства), все время за руку держат длинные обязательства + обязательства перед теми, с кем работаешь и дружишь.

В этой ситуации лучше: а) не брать новых длинных обязательств, б) уходить постепенно, поддерживая на плаву, давая понять всем тем, с кем живешь и работаешь, что развития — нет, что нужно самим потихоньку осматриваться в жизни и искать новые места. Если все это затягивается на год — два, и есть для этого силы, то освобождение обязательно наступит.

Народ будет постепенно «рассасываться» сам, все понимая и не держа за вами вины.

И будет — так же постепенно — исчезать чувство, что ты за всех отвечаешь и не имеешь права отправлять всех в свободный полет.

Все это, конечно, если есть силы и желание и если нынешний шторм дает хотя бы какую-то возможность это делать.

Если же нет — против лома нет приема, и все это поймут, и как-нибудь выкрутятся.

Издание: All-Leasing.ru