Обзор изменений законодательства:

Изменения в законодательстве о специальных экономических мерах

22 марта 2024

Нормативное регулирование в сфере специальных экономических мер и в сфере совершения сделок с «недружественными лицами» находится в процессе постоянных изменений. С начала текущего года было принято несколько нормативно-правовых актов. Наиболее интересные из них мы рассмотрим в этом обзоре.

  1. Выплата государством компенсации в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности без согласия патентообладателя осуществляется в пользу правообладателей, на спецсчет типа «О»

Указом[1] Президента России от 27.05.2022 № 322 (далее — Указ № 322) был установлен временный порядок исполнения Россией, субъектами РФ, муниципальными образованиями и резидентами денежных обязательств, связанных с использованием ими результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, исключительные права на которые принадлежат иностранным правообладателям и определенным категориям российских правообладателей (например, публично поддержавшим осуществление иностранным государством мер ограничительного характера).

Указом[2] Президента России от 15.02.2024 № 122 были внесены дополнения в Указ № 322.

Напомним, что в соответствии со ст. 1360 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) Правительство России имеет право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца (далее совместно — ОИС) без согласия патентообладателя, но с уведомлением его в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

С 15.02.2024 действует правило, согласно которому платежи, осуществляемые в целях выплаты правообладателям компенсации в соответствии со ст. 1360 ГК РФ, подлежат внесению на специальный счет типа «О».

Режим специального рублевого счета типа «О» установлен решением совета директоров Банка России от 10.06.2022.

Основной особенностью счета типа «О» является наличие существенных ограничений в распоряжении денежными средствами, которые на нем находятся. С этого специального рублевого счета могут списываться денежные средства:

  • на банковский или иной счет правообладателя (в том числе открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации) при наличии разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия);
  • в уплату комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание специального рублевого счета типа «О»;
  • ошибочно зачисленные на специальный рублевый счет типа «О».

Таким образом, зачисление денежных средств на счет типа «О» влечет существенные ограничения, касающиеся возможности распоряжения этими денежными средствами в дальнейшем.

  1. Закреплены новые полномочия Правительственной комиссии и Банка России по вопросу совершения сделок в отношении стратегов и других компаний

Указом[3] Президента России от 05.08.2022 № 520 (далее — Указ № 520) были введены специальные экономические меры в финансовой и топливно-энергетической сферах, вызванные недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций.

Установлен запрет до 31.12.2025 совершать сделки (операции):

  • влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и (или) распоряжения ценными бумагами российских юридических лиц, долями (вкладами), составляющими уставные (складочные) капиталы российских юридических лиц, долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам соглашений о разделе продукции, договоров о совместной деятельности или иных договоров, на основании которых реализуются инвестиционные проекты на территории Российской Федерации;
  • при условии, что данные ценные бумаги, доли (вклады), права и обязанности принадлежат иностранным лицам, связанным с иностранными недружественными государствами, и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц.

Такой запрет распространяется на сделки в отношении определенных категорий российских компаний, упомянутых в Указе № 520 (например, стратегические акционерные общества, кредитные организации, закрепленные Президентом России в соответствующих перечнях[4], пользователи определенных участков недр и другие).

Изначально в 2022 г. было закреплено, что сделки (операции), запрещенные Указом № 520, могут быть совершены на основании специального решения Президента России.

Такие решения принимались Президентом в отношении определенных компаний (например, распоряжение Президента РФ от 01.12.2023 № 403-рп «О специальном решении о совершении сделки публичным акционерным обществом «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и др.).

Указом[5] Президента России от 26.02.2024 № 143 были внесены изменения в Указ № 520.

Согласно данным изменениям:

  • Правительственная комиссия рассматривает вопрос о целесообразности совершения сделок (операций), закрепленных в Указе №520, и подготавливает мотивированную рекомендацию о целесообразности или нецелесообразности их совершения;
  • если сделки (операции) направлены на приобретение акций (долей в уставных капиталах) финансовых организаций и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, для подготовки мотивированной рекомендации Правительственной комиссии необходимо наличие предварительного согласия Банка России.

В то же время закреплено, что специальное решение Президента России может быть принято без учета указанных требований.

Таким образом, Президент России по-прежнему вправе принимать специальные решения о совершении сделок в отношении стратегических предприятий и других компаний, закрепленных в Указе № 520. Однако может быть подготовлена рекомендация Правительственной комиссии о целесообразности или нецелесообразности совершения сделки (для финансовых организаций — при условии получения согласия Банка России). При этом отсутствие такой рекомендации не препятствует Президенту России дать соответствующее разрешение на сделку.

  1. Изменены требования к совершению сделок введено новое дополнительное требование о совокупном объеме операций резидента в адрес нерезидента

Напомним, что Указом[6] Президента России от 18.03.2022 № 126 (с учетом изменений) запрещено до 31.12.2024 осуществление без получения разрешений Банка России операций:

  • по оплате резидентом доли, вклада, пая в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица — нерезидента;
  • по взносу резидентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

6 марта 2024 г. Банк России принял решение № ПРГ-12-3/534[7] (далее — Решение ЦБ РФ № 534) по вопросу выдачи разрешений для совершения сделок, в отношении которых установлены запреты и/или ограничения. Регулятор разрешил резидентам осуществлять операции по оплате долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц — нерезидентов, а также по оплате взноса резидентами нерезидентам в рамках выполнения договоров простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений, т.е. договоров о совместной деятельности (далее — операция) без получения индивидуальных разрешений Банка России при одновременном соблюдении следующих условий:

  • операция осуществляется в рублях либо иностранной валюте (независимо от местонахождения получателя денежных средств) на общую сумму, не превышающую эквивалент 15 млн рублей по официальному курсу Банка России на дату платежа;
  • совокупный объем операций резидента, совершаемых с 01.04.2024 в пользу одного юридического лица — нерезидента, не превышает лимит, указанный выше.

Решение ЦБ РФ № 534 вступит в силу с 01.04.2024.

До 01.04.2024 действует иное решение Банка России[8], где отсутствует требование о совокупном объеме операций резидента. Кроме того, в отменяемом решении Банка России не установлено ограничений по сумме платежа, если операция осуществляется в рублях либо в иностранной валюте государств, не относящихся к государствам, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (независимо от местонахождения получателя денежных средств).

Как мы видим, Решение ЦБ РФ № 534 ужесточает требования к сделкам, совершаемым российскими лицами и связанным с инвестированием в иностранные активы: совокупный предельный размер операций в адрес юридического лица — нерезидента определен в 15 млн руб. (или эквивалента в иностранной валюте), а возможность перечисления денежных средств в рублях или в валюте дружественных государств без ограничений отменяется.

С 01.04.2024 в случае, если общая сумма платежей российского лица по соответствующим сделкам в адрес нерезидента достигла 15 млн руб., дальнейшие операции могут совершаться только с разрешения Банка России.

* * *

Данный обзор не является исчерпывающим описанием положений указов Президента России
№ 122, № 143 и решения ЦБ РФ от 06.03.2024 № ПРГ-12-3/534, а также не отменяет необходимости получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Эксперты правового департамента Юникона будут рады разъяснить вам положения законодательства и оказать необходимую поддержку в их применении.


Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Указ Президента РФ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями», Письмо Минэкономразвития России от 19.07.2022 № 26614-КМ/Д01и.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 122 «О совершенствовании порядка принятия решений об использовании изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации» (далее — Указ № 122).

[3] Указ Президента Российской Федерации от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».

[4] Указ Президента России от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», Распоряжение Президента РФ от 26.10.2022 № 357-рп (которым утвержден перечень российских кредитных организаций, в отношении которых установлен запрет на сделки (операции) с акциями, долями (вкладами), составляющими их уставные капиталы).

[5] Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2024 № 143 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее — Указ № 143).

[6] Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования».

[7] Решение рабочей группы Банка России от 06.03.2024 № ПРГ-12-3/534 «По рассмотрению вопросов выдачи разрешений на осуществление (исполнение) операций (сделок), в отношении которых в связи с недружественными действиями иностранных государств установлены запреты (ограничения) на их совершение».

[8] Решение Рабочей группы Банка России от 27.05.2022 № ПРГ-12-4/1113 «По рассмотрению вопросов выдачи разрешений на осуществление (исполнение) резидентами, нерезидентами операций (сделок), в отношении которых в связи с недружественными действиями иностранных государств установлены запреты (ограничения) на их совершение».