Обзор изменений законодательства:

Нулевая ставка НДС при экспорте: изменения приняты, но в силу пока не вступили

07 мая 2024

На прошлой неделе опубликован Федеральный закон от 22.04.2024 №92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», корректирующий порядок применения нулевой ставки НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров.

С 1 июля 2024 года положения о применении ставки НДС 0% не будут распространяться на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

  • указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;
  • указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.

На сегодняшний день вопрос о том, какую ставку нужно применять, если часть международной перевозки является самостоятельным этапом и полностью проходит по территории РФ, является спорным.

Так, ВАС РФ указывал, что налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг[1]. На необходимость учитывать эту позицию указывает Минфин России[2].

При этом нам известна позиция ВС РФ, согласно которой перевозчик имеет право применять ставку НДС 20%, если перевозка имела место между пунктами на территории РФ и он не знал о том, что она является частью международной перевозки товаров[3]. На то, что обложение должно производиться именно в таком порядке, указывает и ФНС России, со ссылкой на позицию ВС РФ[4].

Внесённые поправки поставят точку в этом споре. Теперь перевозка товаров между пунктами, расположенными в РФ, будет облагаться НДС по ставке 20% в любом случае — даже если это один из этапов международной перевозки.

Кроме того, с 1 апреля 2025 года для подтверждения ставки 0% по транспортно-экспедиционным услугам и услугам по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, нужно будет представлять реестр в электронной форме, содержащий сведения о регистрационном номере декларации на товары (в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта или реэкспорта), а также сведения из перевозочного документа, на основании которого товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта или реэкспорта, перевозились железнодорожным транспортом из пункта отправления в пункт назначения, находящиеся на территории Российской Федерации (п. 3.7 ст. 165 НК РФ). Сейчас в налоговые органы нужно представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

Также с 1 апреля 2025 года будет исключено положение о том, что для применения ставки 0% необходимо наличие на перевозочных документах отметки таможенных органов (абз. 2 подп. 2.7 п.1 ст. 164 НК РФ с 1 апреля 2025 года утратит силу) для транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров. Исключение этого пункта связано с тем, что с 1 апреля 2025 года в налоговые органы нужно будет представлять не перевозочные документы, а реестр в электронной форме, содержащий всю необходимую информацию.

Фактически данные нововведения упрощают документооборот для заявителей при подтверждении ставки 0%, позволяя использовать телекоммуникационные каналы связи вместо пересылки бумажных версий документов.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] П. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

[2] Например, письма Минфина России от 11.03.2021 № 03-07-08/17207 от 30.10.2017 № 03-07-08/71004 и др.

[3] Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. № 308-КГ17-20263 по делу № А53-30316/2016

[4] П. 7 Письма ФНС России от 9 июля 2018 г. № СА-4-7/13130