Поправки в НК РФ: контролируемые иностранные компании
23 августа 2024
Продолжаем рассказ о новых направлениях налоговой политики, реализованных в Федеральном законе № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон №259-ФЗ), который был принят 8 августа 2024 года.
Сегодня мы остановимся на основных изменениях в части контролируемых иностранных компаний (далее — КИК).
Скорректированы правила об ответственности
Закон №259-ФЗ дополнил положения статьи 126 НК РФ об ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля. Напомним, что непредставление налоговому органу ряда документов может повлечь за собой взыскание с налогоплательщика штрафа в сумме до 1 млн рублей (п. 1.1., 1.1-1 ст. 126 НК РФ).
В частности, штраф не будет взыскан в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2022-2024 годы, если по состоянию на 1-е число месяца, в котором истекает соответствующий срок для представления указанных документов, одновременно выполняются следующие условия:
- действовали запреты и (или) ограничения на предоставление контролирующему лицу КИК необходимых документов;
- постоянным местонахождением КИК являлось «недружественное» иностранное государство.
Прибыль (убыток) КИК
По общему правилу, для определения прибыли (убытка) КИК используют неконсолидированную отчетность этой КИК, составленную в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой КИК.
Если личным законом КИК не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой КИК определяется по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности[1].
Теперь же статья 309.1 НК РФ в редакции Закона №259-ФЗ предусматривает, что прибыль (убыток) КИК определяется аналогичным образом (т.е. по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности[2]) также в случае, если по состоянию на дату окончания финансового года, за который составляется финансовая отчетность, выполнялось одно из следующих условий:
- в отношении КИК или ее контролирующего лица действовали запреты и (или) ограничения на предоставление налогоплательщику документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5 статьи 25.15 НК РФ (финансовая отчётность КИК или иные документы, подтверждающие прибыль (убытки), аудиторское заключение по финансовой отчётности КИК);
- постоянным местонахождением указанной иностранной компании являлось «недружественное» иностранное государство.
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам
[2] Принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам