Повышен суммовой порог уголовной ответственности за неуплату налогов и страховых взносов
23 апреля 2024
В начале апреля опубликован Федеральный закон от 06.04.2024 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Главным нововведением стало повышение на 25% суммовых порогов, при превышении которых может наступить уголовная ответственность:
- в отношении уклонения от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, порог крупного размера повышен с 15 млн до 18 750 тыс. руб., порог особо крупного размера — с 45 млн до 56 250 тыс. руб. (п. 1 примечаний к статье 199 УК РФ);
- в отношении неисполнения обязанностей налогового агента порог крупного размера повышен с 15 млн до 18 750 тыс. руб., порог особо крупного размера — с 45 млн до 56 250 тыс. руб. (п. 1 примечаний к ст. 199.1 УК РФ);
- в отношении уклонения физического лица от уплаты страховых взносов на травматизм порог крупного размера повышен с 1 800 тыс. до 2 250 тыс. руб., порог особо крупного размера — с 9 млн до 11 250 тыс. руб. (п. 1 примечаний к ст. 199.3 УК РФ);
- в отношении уклонения организации от уплаты страховых взносов на травматизм порог крупного размера повышен с 6 млн до 7,5 млн руб., а особо крупного размера — с 30 млн до 37,5 млн руб. (п. 1 примечаний к ст. 199.4 УК РФ).
В части воспрепятствования взысканию налогов, сборов, страховых взносов путем сокрытия денежных средств (имущества) организации или ИП суммовой порог также повышен (примечание к ст. 170.2, ст. 199.2 УК РФ):
- с 2 250 тыс. до 3,5 млн руб. (на 56%) — в части крупного размера;
- с 9 млн до 13,5 млн руб. (на 50%) — в части особо крупного размера.
Нововведения вступят в силу с 17 апреля 2024 года.
Повышение порогов уголовной ответственности обусловлено, прежде всего, стремительным ростом инфляции. В последний раз корректировка размеров уголовно наказуемого ущерба для бюджета и преступной деятельности (дохода) проводилась четыре года назад[1]. С тех пор показатели оставались неизменными, в то время как показатель инфляции преимущественно повышался:
- к декабрю 2020 года составил 4,9%;
- к декабрю 2021 года вырос до 8,39%;
- к декабрю 2022 года достиг 11,94%;
- и лишь к декабрю 2023 года имело место снижение инфляции до 7,42%[2].
Как видим, за период 2020—2022 гг. совокупный прирост инфляции составил порядка 25% (4,9% + 8,39% + 11,94%). С учетом такого прироста, законодатель проиндексировал суммовые пороги ущерба для бюджета (незаконно полученного дохода), превышение которых образует уголовно наказуемое деяние.
По данным статистики, опубликованной на официальном сайте ФНС России[3], за период 2020—2023 гг. проведено 29 907 выездных проверок. Примерно 96% проверок выявили нарушения и повлекли доначисление налогов на общую сумму 1 143 млрд руб. В среднем сумма доначислений на одну выездную проверку составила 38 494 тыс. руб., что многократно превышает показатели недоимок, достаточных для наступления уголовной ответственности. Наблюдается рост числа преступлений в сфере экономической деятельности, о чем (со ссылкой на статистику Судебного департамента при Верховном Суде РФ) говорится в пояснительной записке к проекту закона. Уточнение суммовых критериев направлено на защиту от уголовного преследования лиц, чьи правонарушения уже не имеют прежнего уровня общественной опасности.
Следует учитывать, что в последние четыре года субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются со значительными препятствиями в работе: так, в 2020 году появились ограничения, связанные с распространением COVID-19, а с 2022 года недружественные государства вводят масштабные экономические санкции как в отношении Российской Федерации, так и в отношении ее резидентов — физических и юридических лиц. Все это затрудняет оборот товаров (работ, услуг), особенно в ходе трансграничных операций. Многие такие операции теперь возможны только через посредников, дочерние компании и иные подобные структуры, что предполагает передачу им денежных средств и имущества.
Благодаря нововведениям бизнес, по нашему мнению, получил возможность увеличить объем подобных операций в примерно в полтора раза — без риска уголовного преследования в случае попыток воспрепятствования взысканию налогов путем сокрытия денежных средств либо имущества.
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
[2] По данным официального сайта Банка России https://cbr.ru/