Новости РСБУ:

Обзор нормативных актов, разъяснений и писем Минфина РФ по РСБУ за IV квартал 2024 года

17 января 2025

  1. Федеральный закон от 26.12.2024 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с Законом № 481-ФЗ аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности, обязана представить в налоговый орган по месту нахождения аудиторской организации аудиторское заключение либо документ о проверке в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО) в случае, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке.

Как было отмечено в пояснительной записке к проекту Федерального закона, устанавливая требования централизации консолидированной финансовой отчетности в едином ресурсе, данный проект предусматривает следующие процедуры формирования такого ресурса:

  • аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности, представляет это заключение, включающее саму консолидированную финансовую отчетность в качестве приложения к нему, в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО;
  • аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением о представлении заключения, позволяющим идентифицировать аудиторскую организацию, аудируемое лицо, а также прилагаемую к заключению отчетность;
  • порядок представления аудиторского заключения, форма, формат и порядок заполнения уведомления о его представлении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • представление аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО не требует предварительного согласия аудируемого лица, поскольку такое представление осуществляется в силу федерального закона, и не является нарушением аудиторской тайны;
  • аудиторская организация информирует аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО.

Законом № 402-ФЗ[1] предусматриваются корреспондирующие изменения, направленные в том числе на уточнение состава ГИРБО. Часть 8 статьи 18 Закона № 402-ФЗ дополняется также положением о защите информации, содержащейся в ГИРБО, в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ[2].

Статьи 1 и 2 Закона № 481-ФЗ вступают в силу с 1 сентября 2025 года.

  1. Информационное сообщение о заседании Совета по стандартам бухгалтерского учета от 09.10.2024

9 октября 2024 года состоялось заочное заседание Совета по стандартам бухгалтерского учета, созданного в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Советом утверждено заключение по результатам экспертизы проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Доходы».

В соответствии с приложением к протоколу заочного голосования Совета по стандартам бухгалтерского учета от 0910.2024 № 50 на основе результатов экспертизы Совет по стандартам бухгалтерского учета предлагает Министерству финансов Российской Федерации доработать проект, так как он не обеспечивает условий для единообразного применения данного стандарта бухгалтерского учета и вызовет существенные трудности у большинства экономических субъектов.

Как отмечает Совет по стандартам бухгалтерского учета, в проекте должен быть реализован дифференцированный подход к регулированию бухгалтерского учета доходов для экономических субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту; а для иных экономических субъектов — в соответствии с проектируемым стандартом. Кроме того, Советом по стандартам бухгалтерского учета указано, что в проекте необходимо:

1) уточнить положения об идентификации договора в целях признания выручки, исключив расширительное толкование понятия «договор» по сравнению с установленным гражданским законодательством, а также обеспечив связь с условиями признания выручки, установленными проектом, исключив их дублирование;

2) уточнить положения об определении обязанностей передать покупателю продукцию (работу, услугу) и понятия «идентифицируемая продукция (работы, услуги)», обеспечив преемственность с принятой в настоящее время практикой признания выручки от продажи продукции или товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) уточнить положения о соотношении понятий «контроль» и «право собственности» при определении условий признания выручки;

4) заменить положения о распределении цены договора с применением «цены отдельной продажи» положениями, обеспечивающими определение цены договора в порядке, принятом в настоящее время;

5) уточнить положения об определении величины переменных платежей при оценке выручки;

6) заменить термины «актив по договору», «убыток от обесценения» терминами, применяемыми в других федеральных стандартах бухгалтерского учета;

7) уточнить положения о применимом порядке обесценения дебиторской задолженности;

8) сократить требования по раскрытию информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет исключения излишне детализированных сведений (в частности, описание условий договоров с покупателями, обязанностей поставить продукцию).

  1. Методические материалы, подготовленные Комитетом по стандартизации и методологии учета и отчетности Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»[3]

Комитет по стандартизации и методологии учета и отчетности Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» дополнил ответы на вопросы по применению требований ФСБУ 4/2023[4] следующими выводами:

  • ФСБУ 4/2023 применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2025 год, таким образом, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2024 год необходимо составлять по правилам, установленным ПБУ 4/99[5], с использованием форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н[6];
  • если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту и является представляемой отчетностью, как это определено пунктом 59 ФСБУ 4/2023, то аудит должен быть проведен именно в отношении такой отчетности, которая использует «расширенную» заголовочную часть, указанную в пункте 59 ФСБУ 4/2023;
  • активы, которые подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, на основании подпункта (г) пункта 14 ФСБУ 4/2023 относятся к оборотным активам. Таким образом, все активы, срок использования (погашения) которых составляет ровно 12 месяцев, относятся к оборотным активам;
  • на основании пункта 45 ФСБУ 4/2023, в случае, когда бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами, в пояснениях должно быть указано, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами. При этом ФСБУ 4/2023 не требует точного использования данной формулировки. Поэтому указание в пояснениях к бухгалтерской отчетности на федеральные и (или) отраслевые стандарты может отличаться от формулировки, приведенной в пункте 45 ФСБУ 4/2023.
  1. Информационное сообщение от 29.10.2024 № ИС-учет-53 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»

В соответствии с требованиями Закона № 198-ФЗ[7] и Закона № 256-ФЗ[8] изменены требования к главным бухгалтерам субъектов страхового дела и их заместителям, а также уточнен ряд норм законодательства, касающихся назначения на должность и освобождения от должности главных бухгалтеров и их заместителей, привлечения внешних специалистов для ведения бухгалтерского учета в таких организациях.

Таблица 1

Вступает в силу

Внесенные изменения

С 22 июля 2024 года

Требования к главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера страховой организации устанавливаются исключительно федеральными законами. 

С 1 марта 2025 года

Главным бухгалтером страхового брокера, общества взаимного страхования не могут являться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления. 

С 1 сентября 2025 года

Уточнен перечень организаций, в которых главному бухгалтеру страховой организации, его заместителю, главному бухгалтеру филиала страховой организации, главному бухгалтеру общества взаимного страхования запрещено осуществлять функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера[9].

С 1 сентября 2025 года

Введен запрет занимать должности внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита страховой организации (общества взаимного страхования), филиала иностранной страховой организации лицу, которое занимало должность главного бухгалтера этой же страховой организации (этого же общества взаимного страхования), лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета этого же филиала иностранной страховой организации, в течение двух лет, предшествующих дате назначения на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита.

С 1 сентября 2025 года

К главным бухгалтерам обществ взаимного страхования предъявляются требования, аналогичные требованиям к главным бухгалтерам страховых организаций (например, в части деловой репутации; получения предварительного согласия органа страхового надзора на назначение, запрета на осуществление главным бухгалтером функций единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера в другой организации).

С 1 сентября 2025 года

Уточнены квалификационные требования к главному бухгалтеру общества взаимного страхования (например, опыт работы должен быть связан с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, для документального подтверждения высшего образования принимаются документы об образовании и квалификации).

С 1 сентября 2025 года

Для документального подтверждения высшего образования у главного бухгалтера страхового брокера принимаются документы об образовании и квалификации.

С 1 марта 2025 года

Решение о привлечении внешних специалистов для ведения бухгалтерского учета для осуществления обществом деятельности по взаимному страхованию относится к компетенции общего собрания членов общества. Уставом общества принятие такого решения может быть определено как полномочие правления общества.

С 1 марта 2025 года

Уточнено, что главными бухгалтерами (иными должностными лицами, на которые возложено ведение бухгалтерского учета) клиринговой организации, организатора торговли не могут являться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления. 

С 1 марта 2025 года

Уточнен порядок уведомления Банка России о назначении или освобождении от должности главных бухгалтеров и их заместителей:

- начало исчисления срока представления уведомлений определяется датой, следующей за днем назначения лица на соответствующую должность (освобождения от должности)[10];

- срок уведомления о назначении на должность главного бухгалтера клиринговой организации, организатора торговли установлен не позднее трех рабочих дней, следующих за днем назначения лица на соответствующую должность;

- срок уведомления об освобождении от должности заместителя главного бухгалтера страховой организации определен в течение трех рабочих дней, следующих за днем освобождения от должности;

- установлена возможность определения нормативным актом Банка России случаев, при которых уведомление о возложении (прекращении) временных обязанностей по должности главного бухгалтера и его заместителя направляется в Банк России не позднее трех рабочих дней по истечении квартала, в котором было возложено (прекращено) временное исполнение обязанностей.

Кроме того, Законом № 222-ФЗ[11] уточнены права и обязанности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые являются участниками национальной «антиотмывочной» системы.

Напоминаем, что согласно Информационному сообщению Минфина России от 09.08.2024 № ИС-аудит-70[12], аудиторские организации и индивидуальные аудиторы исполняют соответствующие обязанности как при подготовке или осуществлении от имени или по поручению клиента «контролируемых» сделок, так и при оказании аудиторских услуг. В последнем случае аудиторские организации и индивидуальные аудиторы рассматриваются в качестве разновидности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.

Законом № 222-ФЗ уточнен состав определенных Законом № 115-ФЗ[13] операций и сделок, признаваемых «контролируемыми», к которым, согласно новой редакции, относится:

  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления юридическими лицами и иными организациями, иностранными юридическими лицами и иностранными структурами без образования юридического лица;
  • создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами и иными организациями, иностранными юридическими лицами и иностранными структурами без образования юридического лица;
  • купля-продажа юридических лиц, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица;
  • майнинг цифровой валюты;
  • распределение цифровой валюты, выпущенной (полученной) в результате майнинга.

Положения статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ применяются к правоотношениям, связанным с реализацией лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, своих прав и исполнением возложенных на них обязанностей, возникшим с 30 декабря 2024 года.

  1. Указ Президента РФ от 11.11.2024 № 965 «О внесении изменений в перечень российских хозяйственных обществ, которые вправе самостоятельно определять состав и (или) объем информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 2023 г. № 903»

В перечень российских хозяйственных обществ, которые вправе самостоятельно определять состав и (или) объем информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27.11.2023 № 903[14], внесены дополнения. В случае, если раскрытие или представление информации приведут или могут привести к введению мер ограничительного характера, вышеуказанные хозяйственные общества вправе самостоятельно определять состав и (или) объем информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ[15], от 22.04.1996 № 39-ФЗ[16], от 27.07.2010 № 208-ФЗ[17] и от 27.07.2010 № 224-ФЗ[18].

В случае нераскрытия информации хозяйственное общество обязано направить в ЦБ РФ уведомление. Информация, не раскрытая и (или) не предоставленная российским хозяйственным обществом на основании настоящего Указа, но предоставленная во исполнение требований законодательства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти (в том числе по их запросам) и иным лицам, не подлежит раскрытию, включая размещение в государственных информационных системах и других источниках.

По данному вопросу обращаем ваше внимание на то, что в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год[19] Минфин России указывает, что законодательство Российской Федерации не предусматривает раскрытия бухгалтерской отчетности с изъятием какой-либо информации, включение которой в такую отчетность предусмотрено федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета (в отличие от раскрытия консолидированной финансовой отчетности).

  1. Приказ ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-1/1041@ «Об утверждении форматов представления экземпляров составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности»

В соответствии с приказом ФНС России, утверждены:

  • формат представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением упрощенной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формат представления экземпляра составленной упрощенной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом с 1 января 2026 года считается утратившим силу приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@[20].

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2024 № 3386-р «Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года»

В Распоряжении № 3386-р определены основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года, к которым относятся в том числе развитие системы стандартов бухгалтерского учета, развитие ГИРБО.

Планируется, что к 2030 году должно быть завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета. В этот комплект помимо уже принятых стандартов бухгалтерского учета должны войти стандарты бухгалтерского учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Принятием базового комплекта стандартов завершится процесс переориентации бухгалтерского учета на формирование информации, раскрывающей реальную картину деятельности экономических субъектов. Кроме того, введение в действие базового комплекта стандартов, устраняющего существенные различия в отчетности юридического лица и группы организаций, создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечивающего баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей.

Также с целью дальнейшего развития ГИРБО и повышения его полезности для широкого круга заинтересованных лиц в Распоряжении № 3386-р предусмотрены необходимые меры, например, внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов, представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде, расширение перечня инструментов контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО, исключение излишнего административного обременения для организаций, доступ к информации которых, содержащейся в ГИРБО, ограничен по решению Правительства Российской Федерации.

  1. Информационное сообщение от 27.11.2024 № ИС-учет-54 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»

Минфин России в ИС-учет-54 рассматривает Распоряжение № 3386-р, которое определяет стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в стране. В частности, планируется как внесение изменений в законодательство, так и разработка соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.

Таблица 2

Сфера применения

Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики.

Основы государственной политики

Главной целью государственной политики на период до 2030 года является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и, соответственно, развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.

Главные направления государственной политики

  • Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
  • расширение функционала ГИРБО как способа реализации информационных потребностей пользователей;
  • совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций[21].

Планируемые преобразования в системе стандартов бухгалтерского учета

  • Уточнение отдельных норм Закона № 402-ФЗ;
  • завершение принятия базового комплекта ФСБУ;
  • разработка методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
  • признание для применения в РФ стандартов раскрытия информации об устойчивости МСФО;
  • принятие акта, определяющего концептуальные основы бухгалтерского учета;
  • улучшение качества перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
  • уточнение процедур корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.

Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает

  • Включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;
  • усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
  • внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
  • расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
  • разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
  • введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.
  1. Приказ Минфина России от 17.09.2024 № 127н «О прекращении действия Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 2 декабря 2024 г., регистрационный номер 80431)

Согласно Приказу № 127н, на территории РФ прекращается действие МСФО (IFRS) 4[22]. Взамен данного документа Приказом № 65н[23] введен МСФО (IFRS) 17[24].

  1. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год (приложение к письму от 18.12.2024 № 07-04-09/128024)

Ниже представлены основные вопросы, рассмотренные в разделе III Рекомендаций Минфина РФ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам, посвященные составлению общей бухгалтерской отчетности, а также нормативно-правовые акты и разъяснения, которыми следует руководствоваться при рассмотрении данных вопросов (таблица 3).

[21] О содержательном наполнении направления «Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций» см. Информационное сообщение ИС-аудит-73.

[22] Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

[23] Приказ Минфина России от 20.04.2021 № 65н «О введении Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» в действие на территории Российской Федерации и о прекращении действия отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

[24] Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 20.04.2021 № 65н).

Таблица 3

Вопрос, рассмотренный в разделе III Рекомендаций Минфина РФ

Нормативно-правовые акты

1. Применимые федеральные стандарты бухгалтерского учета

ФСБУ 14/2022[25]

ФСБУ 26/2020[26]

2. Формирование учетной политики организации

ПБУ 1/2008[27]

3. Требования к бумажным носителям, содержащим первичные учетные документы

Закон № 402-ФЗ

4. Учет разрешений и лицензий на осуществление отдельных видов деятельности

ФСБУ 14/2022

5. Учет расходов по установлению соответствия продукции, товаров, работ, услуг требованиям стандартизации

ПБУ 10/99[35]

6. Признание объектов учета аренды в некоммерческих организациях

ФСБУ 25/2018[28]

7. Учет запасов, предназначенных для управленческих нужд, в некоммерческих организациях

ФСБУ 5/2019[29]

8. Расчет отложенных налоговых активов и обязательств

ПБУ 18/02[30]

9. Учет туристического налога

ПБУ 10/99

10-12. Пояснения как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности. Состав и содержание информации, раскрываемой в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Оформление пояснений к бухгалтерской отчетности

ПБУ 4/99

Приказ № 66н

13. Раскрытие информации о сальдо единого налогового счета

Приказ № 34н[31]

ПБУ 23/2011[32]

14. Раскрытие информации об углеродных единицах и единицах выполнения квоты

Приказ № 94н[33]

15. Составление консолидированной финансовой отчетности

ОП 1-2012 - 20-2023

  1. Информационное письмо Банка России № ИН-02-28/64, Минфина России № 05-01-06/132332 от 27.12.2024 «О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг»

Учитывая вопросы, возникающие у эмитентов ценных бумаг, связанные с реализацией права на ограничение раскрытия и (или) предоставления информации на рынке ценных бумаг, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона № 208-ФЗ и № 39-ФЗ, в случаях, установленных абзацами вторым-одиннадцатым пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102[34], Банк России совместно с Минфином России информирует:

  • об общих подходах к применению постановления № 1102;
  • о применении постановления № 1102 в случае публичного размещения или обращения ценных бумаг;
  • о некорректном (необоснованном) ограничении раскрытия и (или) предоставления информации;
  • о примерах информации, раскрытие и (или) предоставление которой не может быть ограничено на основании постановления № 1102;
  • о перечне информации, которую эмитенты вправе не раскрывать и (или) не предоставлять в установленных постановлением № 1102 случаях, и примеры корректного (обоснованного) ограничения раскрытия и (или) предоставления информации.

В письме отмечается, что применение подхода, в соответствии с которым эмитент при отсутствии реальных санкционных угроз не раскрывает и (или) не предоставляет информацию, основываясь только на том, что формально постановление № 1102 предоставляет такую возможность, не соответствует целям антисанкционного регулирования и приводит к нарушению баланса между реализацией права на введение ограничений и правами инвесторов, акционеров, кредиторов на информацию об эмитенте.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[3] https://sroaas.ru/auditor/recommendations/

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (ФСБУ 4/2023), утвержденный приказом Минфина России от 04.10.2023 № 157н.

[5] Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».

[6] Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

[7] Федеральный закон от 22.07.2024 № 198-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев четвертого и пятого пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

[8] Федеральный закон от 08.08.2024 № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О взаимном страховании» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[9] К таким организациям относятся: кредитная организация; иностранный банк; некредитная финансовая организация; иностранная организация, осуществляющая в соответствии с ее личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности, осуществляемым некредитной финансовой организацией; лицо, оказывающее профессиональные услуги на финансовом рынке; иностранная организация, осуществляющая в соответствии с ее личным законом виды деятельности, аналогичные видам деятельности, осуществляемым лицом, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке; субъект национальной платежной системы; лизинговая компания (фирма); государственная корпорация; государственная компания; публично-правовая компания; аффилированное лицо по отношению к страховой организации, обществу взаимного страхования.

[10] Применимо для кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционного фонда, микрофинансовых организаций, клиринговых организаций (за исключением клиринговых организаций, являющихся кредитными), организаторов торговли.

[11] Федеральный закон от 08.08.2024 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[12] Информационное сообщение Минфина России от 09.08.2024 № ИС-аудит-70 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии».

[13] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[14] Указ Президента РФ от 27.11.2023 № 903 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами».

[15] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[16] Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[17] Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

[18] Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[19] Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год (приложение к письму Минфина России от 26.12.2023 № 07-04-09/126152).

[20] Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ «.Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».

[21] О содержательном наполнении направления «Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций» см. Информационное сообщение ИС-аудит-73.

[22] Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

[23] Приказ Минфина России от 20.04.2021 № 65н «О введении Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» в действие на территории Российской Федерации и о прекращении действия отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

[24] Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 20.04.2021 № 65н).

[25] Приказ Минфина России от 30.05.2022 № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

[26] Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

[27] Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)».

[28] Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

[29] Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

[30] Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».

[31] Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

[32] Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)».

[33] Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

[34] Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102 «Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

[35] Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».