Юникон в СМИ:

Налоговое законодательство после 24 февраля: что изменилось для компаний

26 апреля 2022

Из-за сложившихся после введения санкций условий в налоговое законодательство РФ были внесены изменения с тем, чтобы улучшить положение налогоплательщиков. Об 11 наиболее значимых изменениях рассказывают Елена Ситникова и Алексей Михеев (АКГ «Юникон»)

  1. Пятилетний экспериментальный налоговый режим с 1 июля 2022 года

С 1 июля вводится экспериментальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (федеральные законы от 25.02.2022 № 17-ФЗ и № 18-ФЗ). Эксперимент продлится пять с половиной лет, с 1 июля 2022 по 31 декабря 2027 года, и охватит территорию четырех субъектов РФ (Москва, Московская область, Калужская область и Татарстан).

Чтобы перейти на новый режим, организация должна отвечать специальным требованиям. К примеру, средняя численность работников в месяц должна быть не более пяти человек, среди них не может быть нерезидентов.

Главное отличие такого режима от упрощенной системы налогообложения (УСН) — нулевой тариф взносов. Это касается пенсионных, медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взносов на травматизм фиксированный — 2040 руб. в год с ежегодной индексацией.

Как и в УСН, плательщики выбирают один из двух объектов налогообложения - "доходы" или "доходы минус расходы". Налоговый период для обоих объектов одинаковый - календарный месяц. А вот ставки разные - 8 и 20% соответственно.

  1. Уменьшение размера пени при просрочке уплаты налогов и взносов

С 9 марта 2022 по 31 декабря 2023 года действует измененный размер ставки для расчета пени, взимаемой с налогоплательщиков, не заплативших своевременно налог. Для организаций ставка пени принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ставки рефинансирования Банка России. Эти положения применяются к недоимке, возникшей как в настоящее время, так и до 26 марта 2022 года (п. 4 ст. 75 НК РФ; федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Напомним, что в обычном порядке (п. 4 ст. 75 НК РФ) пени с налогоплательщиков взимаются в размере:

  • 1/300 ставки рефинансирования Банка России — за просрочку до 30 календарных дней включительно;
  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России — начиная с 31-го календарного дня просрочки.

Таким образом, размер пени, уплачиваемый по новым правилам, будет меньше рассчитанного по ранее действовавшей редакции НК РФ.

Пример. 25 января 2022 года организация должна была сделать первый платеж по НДС в сумме 200 тыс. руб. за IV квартал 2021 года. Вместо этого платеж был уплачен 27 февраля, то есть был просрочен на 34 календарных дня.

В период с 25 января по 27 февраля ставка рефинансирования изменилась — с 8,5 на 9,5%. Рассчитаем общий размер пени в соответствии с прежней редакцией НК РФ: 1133,33 руб. (200 тыс. руб. х 8,5% / 300 х 20 дней) — за период с 25 января по 13 февраля;

  • 633,33 руб. (200 тыс. руб. х 9,5% / 300 х 10 дней) — за период с 14 по 23 февраля;
  • 506,66 руб. (200 тыс. руб. х 9,5% / 150 х 4 дня) — за период с 24 по 27 февраля.

Итого: 1133,33 + 633,33 + 506,66 = 2273,32 руб. В соответствии с новой редакцией НК РФ размер пени составит 2019,99 руб.:

  • 1133,33 руб. (200 тыс. руб. х 8,5% / 300 х 20 дней) — за период с 25 января по 13 февраля;
  • 886,66 руб. (200 тыс. руб. х 9,5% / 300 х 14 дней) — за период с 14 по 27 февраля.
  1. Перенос сроков уплаты налогов

С 1 января по 31 декабря 2022 года правительство РФ вправе продлевать сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов (пп. 2 п. 3 ст. 4 НК РФ, федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

На сегодняшний день:

  • продлены на шесть месяцев (постановление правительства РФ от 30.03.2022 № 512) сроки уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2021 год, авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за I квартал 2022 года. Право на такое продление имеют организации и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие определенные виды деятельности, например, производство пищевых продуктов, напитков, одежды и др. (полный список приведен в перечне видов экономической деятельности для целей применения п. 1 постановления правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 512);
  • перенесен на один месяц срок уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль. Ежемесячный авансовый платеж по сроку 28 марта 2022 года должен быть уплачен не позднее 28 апреля 2022 года (письмо ФНС России от 25.03.2022 № СД-4-3/3626@).
  1. Упрощение порядка ускоренного возмещения НДС с 26 марта 2022 года Соответствующие изменения законодатели внесли в ст. 176.1 НК РФ. Послабление введено на 2022 и 2023 годы.

Напомним, что ранее для получения возмещения НДС в ускоренном порядке (т.е. до даты установленных сроков окончания камеральной проверки декларации по НДС, в общем случае равных двум месяцам) организация должна была представить в инспекцию помимо заявления еще и банковскую гарантию или поручительство. С 26 марта банковская гарантия или поручительство не требуется.

Важно: чтобы воспользоваться этими изменениями, налогоплательщик на момент подачи заявления не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении него не должно быть возбуждено дело о банкротстве.

По общему правилу теперь можно возместить в заявительном порядке, без банковской гарантии или поручительства, налог в сумме, которая не превышает сумму налогов и взносов за предшествующий календарный год (при этом в расчете не учитывают налоги, связанные с перемещением товаров через границу.) Если же НДС к возмещению больше этой суммы, то на превышение нужна банковская гарантия или поручительство.

  1. Ставка 0% по НДС для гостиниц

Услуги гостиниц (иных средств размещения) применяют ставку 0% по НДС в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания. Срок, в течение которого гостиницы могут применять ставку 0% по НДС, зависит от того, работала ли гостиница по состоянию на 1 января 2022 года или нет.

Так, гостиницы, уже функционировавшие на эту дату, вправе применять ставку 0% по НДС в отношении таких услуг начиная с 1 июля 2022 до 30 июня 2027 года (пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Нужно учитывать, что по таким услугам установлен особый порядок определения момента определения налоговой базы - это последнее число каждого налогового периода (п. 9.3 ст. 167 НК РФ), которым является квартал. Соответственно, ближайшая дата, когда гостиницы должны определить налоговую базу по НДС, — 30 сентября 2022 года.

Однако самого факта оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания недостаточно для применения ставки 0%. Гостинице необходимо будет представить в налоговые органы отчет о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания (п. 5.5 ст. 165 НК РФ). На данный момент форма такого отчета и рекомендации по его заполнению отсутствуют.

В связи с поправками возникают и другие вопросы. Например, многие гостиницы уже получили предоплату от будущих постояльцев за проживание летом 2022 года. НДС с такой предоплаты был исчислен по ставке 20%, что соответствовало законодательству, действовавшему до принятия поправок. И сейчас получается, что будущие постояльцы переплатили и разница в размере 20%, по большому счету, должна быть им возвращена. Полагаем, что для многих гостей возврат 1/5 стоимости отдыха может стать приятным сюрпризом.

Помимо этого, 0% ставка по НДС предусмотрена для услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию, в том числе после реконструкции, после 1 января 2022 года и включенных в реестр объектов туристской индустрии, таких как пляжи, горнолыжные трассы (подп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ).

  1. Изменение подходов к уплате НДС по «электронным услугам»

Согласно ст. 174.2 НК РФ, иностранные организации, оказывающие электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ, являются плательщиками российского НДС (так называемый налог на Google).

Сейчас перечисление денежных средств со счетов в зарубежных банках на счета Федерального казначейства вызывает сложности. Чтобы внести ясность, ФНС России в письме от 30.03.2022 №СД-4-3/3807@ довела до нижестоящих налоговых органов рекомендации, согласованные с Минфином России.

Итак, российским организациям, индивидуальным предпринимателям, приобретающим у иностранных организаций электронные услуги (а также иные услуги и товары, облагаемые НДС в Российской Федерации), рекомендуется самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ, то есть выполнять обязанности налогового агента, что ранее делать было не надо.

В этом случае покупатель, который самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет, может принять уплаченный НДС к вычету: включить в стоимость (в расходы). Иностранный продавец может считать свои обязанности перед бюджетом по НДС исполненными. У налоговых органов, подчеркивает ФНС России, не возникает оснований требовать от иностранной организации повторной уплаты НДС в бюджет и отражения таких операций в налоговой декларации по НДС. А покупателю не нужно делать перерасчет налоговых обязательств, в частности суммы налога и вычета по налогу, суммы налога, включенной в стоимость (в расходы).

Российским покупателям ФНС России рекомендует информировать иностранные организации о том, что покупатели выполнили функции налогового агента и самостоятельно уплатили НДС в бюджет Российской Федерации.

  1. Налоговая поддержка ИT-компаний

Налоговое законодательство устанавливает для ИT-компаний ставку налога на прибыль в размере 0% на налоговые периоды 2022-2024 годов (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Воспользоваться этой льготой могут не все ИT-компании, а только те, что ранее могли платить налог на прибыль по ставке 3%. Речь идет об организациях, у которых, в частности:

  • имелся документ о государственной аккредитации;
  • доля доходов от оговоренной в НК РФ деятельности в области ИT-технологий составляла не менее 90% в сумме всех доходов организации;
  • соблюдались требования о среднесписочной численности работников (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, согласно письму ФНС России от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@, размещенному на официальном сайте налогового ведомства, проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок в отношении аккредитованных ИT-компаний приостанавливается до 3 марта 2025 года.

Однако на практике могут быть исключения. Так, если по результатам камерального контроля налоговый орган придет к выводу о необходимости провести выездную налоговую проверку в отношении ИT-компании, то это можно будет сделать, получив согласие вышестоящего налогового органа (например, УФНС России по субъекту РФ) на основании мотивированного запроса.

  1. Прощение долга и уступленные требования

В этом году налогоплательщикам не нужно учитывать в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения налогом на прибыль (пп. 25.1 п. 1 ст. 251 НК РФ), суммы:

  • прощенного долга по договорам займа (кредита), заключенным до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), которые приняли решение простить долг;
  • по требованию, уступленному такой иностранной организации (иностранному гражданину) до 1 марта 2022 года.

Пример. Иностранная компания прощает российской организации долг в виде основной суммы займов и процентов по нему по договору от 15 сентября 2021 года в общей сумме 100 тыс. руб. Ранее налогоплательщику пришлось бы заплатить налог на прибыль в размере 20 тыс. руб. по этой операции (100 тыс. руб. х 20%). А теперь, по новой редакции НК РФ, учитывать такие суммы в составе доходов и, соответственно, уплачивать налог не нужно.

  1. Особенности определения процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам

Напомним, что НК РФ нормирует расходы по контролируемым сделкам: если такие доходы не соответствуют установленным значениям, необходимо уплатить налог со ставок по рыночной стоимости. В частности, установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам по контролируемым сделкам в зависимости от того, в какой валюте выражено долговое обязательство (рубли, доллары, евро и т.д.).

Ранее действие этих предельных значений было ограничено по времени, но, согласно внесенным изменениям, лимиты продолжат действовать до 1 января 2023 года (п. 1.2 ст. 269 НК РФ).

Пример. Интервалы предельных значений процентных ставок по долговому обязательству в рублях по контролируемой сделке — от 0 до 180% ключевой ставки Банка России, т.е. от 17 до 30,6% (ставка рефинансирования Банка России 17% х 180%).

Соответственно, если проценты по рублевому займу по контролируемой сделке составляют менее 17% годовых, они могут быть полностью учтены для целей налогообложения налогом на прибыль, а если более 17% — необходимо определить рыночный размер ставки. Если бы не внесенные изменения, интервал составил бы от 75 до 125% от ставки рефинансирования Банка России, т.е. от 12,5 до 21,25%. В таком случае по рыночной стоимости следовало бы учитывать проценты ниже 12,5 годовых.

Кроме того, для определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2022 по 31 декабря 2023 года, положения п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 года, применяются с учетом следующих особенностей:

  1. Величину контролируемой задолженности в иностранной валюте нужно определить по официальному курсу на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не выше официального курса Банка России на 1 февраля 2022 года (например, для евро это 86,5032 руб.). Таким образом, уже сейчас можно рассчитать максимальный размер контролируемой задолженности вне зависимости от колебаний курса иностранной валюты.
  2. Величину собственного капитала по состоянию на последнее число каждого отчетного (налогового) периода нужно определять без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с колебаниями официального курса валюты с 1 февраля 2022 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Соответственно, курсовые разницы, которые возникают в связи с колебанием курсов валют, можно не учитывать при таких расчетах.

  1. Учет положительных и отрицательных курсовых разниц

Отныне налогоплательщики должны включать положительные курсовые разницы в состав внереализационных доходов на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте.

Это касается доходов в виде положительной курсовой разницы, возникшей в налоговых (отчетных) периодах 2022-2024 годов по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов) (п. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Аналогичное изменение предусмотрено и для учета отрицательных курсовых разниц. Однако оно вступит в силу лишь с 1 января 2023 года.

  1. До 1 июня 2022 года территориальные налоговые инспекции не могут блокировать операции по счетам налогоплательщиков

В марте ФНС России на своем сайте сообщила о следующем решении своего руководителя Даниила Егорова: до 1 июня 2022 года территориальные налоговые инспекции не могут принимать решения о заморозке счетов налогоплательщиков при взыскании денег с должников по налоговым платежам. Такая мера принята для снижения рисков неплатежеспособности, связанных с ущербом из-за санкций.

 

Елена Ситникова, Алексей Михеев, эксперты аудиторско-консалтинговой группы Юникон

Издание – РБК Pro