Юникон в СМИ:

Больше оптимизма

06 февраля 2017

Business FM

Россиян с улучшившимся материальным положением стало больше на 1%. По мнению ЦБ, оценки потребителей изменились благодаря снижению инфляции и росту зарплат, однако эксперты с этим не совсем согласны

Центробанк отчитался об улучшении потребительских настроений. В январе 2017-го ожидания россиян на год оказались более оптимистичными, чем годом ранее, сообщает ЦБ со ссылкой на опрос фонда «инФОМ». Так же и с оценками своего материального положения и отношением к крупным покупкам. Доля опрошенных, заявивших об улучшении материального положения, выросла на 1% и сейчас составляет 11%. Тех, кто сообщил о его ухудшении, меньше на 3% — это каждый третий участник опроса. По мнению ЦБ, оценки потребителей изменились благодаря снижению инфляции, росту зарплат и снижению безработицы. Это не совсем так, говорит директор проекта «инФОМ» Людмила Преснякова:

Людмила Преснякова директор проекта «инФОМ» Фонда общественного мнения «Весна-лето 2016 года — это такой момент адаптации населения к кризису и признание ситуации как некоторой новой нормы и соответственно рост ожиданий текущих оценок в расчете на то, что ситуация будет постепенно улучшаться. На сегодняшний день индекс потребительских настроений составляет 99 пунктов, это ниже, чем было в докризисный период, например, в том же 2014 году, но это уже существенно выше, чем в 2015 году и особенно в самые провальные кризисные месяцы. То есть у людей сейчас есть запрос-ожидание на то, что ситуация будет ощутимо улучшаться в относительно короткий промежуток времени. Наше исследование также показывает, что люди стали немножко меньше прибегать к стратегиям экономии, сокращению потребления. Это не означает, что они стали покупать больше, то есть потребительская активность еще как таковая не выросла, но люди относительно комфортно чувствуют себя в том стиле потребления, который они используют сейчас. Значительного улучшения этих показателей пока ждать преждевременно, потому что нет для этого никаких объективных оснований. Мы с вами говорим про настроения, про реакцию людей, пока это надежды. Если слишком долго надежды будут не оправдываться, можно ожидать ухудшения этих показателей».

Объективных причин для роста потребительского оптимизма, действительно, нет. Статистика говорит об обратном — например, о продолжающемся снижении доходов населения, говорит аналитик, партнер группы «БДО Юникон» Елена Хромова.

Елена Хромова аналитик, партнер группы «БДО Юникон» «Я бы сказала, что один процентный пункт — это статистическая погрешность, скорее. Мы пока не видим существенного улучшения в потребительском секторе, но здесь тоже надо понимать, что это зависит во многом все-таки от конкретных компаний, от их возможностей, которые они находят на рынке, даже при негативных трендах. У нас достаточно долго снижается уровень реальных доходов населения, об этом вся статистика говорит. Тем не менее, есть ряд ритейлеров, компании, которые выпускают товары народного потребления, которые растут, несмотря на рынок. Но, с другой стороны, пока общий тренд очень позитивным назвать сложно. По концу 2016 года были данные о падении реальных доходов населения, в связи с этим сложно понять, чем обусловлен рост оптимизма в ответах на эти вопросы».

В свою очередь ЦБ объясняет рост потребительского оптимизма тем, что цены на многие дорогостоящие товары — мебель, электронику, недвижимость — на фоне кризиса снизились.
Производители и ритейлеры поддерживают таким образом спрос на крупные покупки. Нынешний период стали чаще называть наиболее подходящим для совершения крупных покупок — так сказал 21% опрошенных. Для сравнения — в декабре таких было 19%. Это максимальное значение с начала 2015 года, сообщает Центробанк.