Юникон в СМИ:

Как маркировка помогает заработать на молоке и йогурте

15 июля 2019

Маркировку молока и молочной продукции за границей активно внедряют не только ради контроля производства. Эксперты BDO Unicon рассказывают, какие финансовые возможности открывает маркировка для бизнеса

Страхи производителей

Эксперты и отраслевое сообщество заинтересованы в прослеживаемости товаров, но сейчас всех пугает недостаток информации. Не все компании понимают, как будет реализована техническая интеграция с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), как маркировка будет функционировать параллельно с электронной ветеринарной сертификацией через систему «Меркурий», с помощью которой уже можно контролировать происхождение продукции. Введение Россельхознадзором еще одного инструмента маркировки пока непонятно представителям молочного бизнеса.

Маркировка и прослеживаемость: как это работает

Существует международный стандарт маркировки — GS1. Он содержит комплексные правила идентификации продуктов различными кодами для разных ситуаций: для готовой продукции, ее переделов, для условий производства и перевозки. Например, в стандарте GS1 есть представление в виде привычной для всех «зебры», или EAN13 кода GTIN (Global Trade Item Number), который есть на каждой банке с йогуртом или молоком. В этом коде есть информация о виде товара (артикуле), из которого можно узнать страну происхождения, производителя, наименование и описание продукта. Кроме того, с помощью стандартов GS1 можно проводить трекинг — отслеживать движение и местонахождение продукта или всей партии на пути к прилавку магазина, идентифицировать продукцию в цепи поставки по номеру партии, сроку годности, температурному режиму хранения. Трекинг активно используют во многих странах, когда необходимо отозвать продукцию.

Когда речь идет о прослеживаемости, имеется в виду поштучная идентификация, когда на любой бутылке молока будет свой уникальный код. По нему бутылку будут учитывать не только в системах производителя, но и в общей системе прослеживаемости, которая передает все данные по передвижению продукта государственной системе «Честный знак». Такая маркировка позволяет конечному потребителю с помощью приложения увидеть корову, из молока которой был сделан йогурт, узнать качество полученного молока и какие компоненты добавили на всех этапах.

На протяжении всего процесса производства установят контрольные точки, в которых будут собирать информацию о движении единицы товара, соблюдении технологических процессов и температурных режимов, а затем «привязывать» эти данные к каждой бутылке.

Прослеживаемость кажется сложным процессом даже тем производителям, которые работают честно и прозрачно. Компании отпугивает непонятная схема распределения контрольных точек по сбору данных для системы прослеживаемости. На практике все вопросы решаются оперативно и просто, если на производстве есть профессионалы по маркировке.

Объединение с электронной ветеринарной сертификацией

Ветеринарной сертификации отведена особая роль в системе прослеживаемости: она осуществляет ветеринарный контроль качества и безопасности продукции согласно существующим стандартам. В регионах создают независимые молочные лаборатории. С их помощью уже сейчас можно прогнозировать заболевания коров и предупреждать смешение молока от здоровых и заболевших животных. Такая система позволяет проводить поголовный учет и контроль здоровья животных и получать продукцию высокого качества. Аккредитованные лаборатории востребованы у производителей молока, они успешно встраиваются в общую систему и повышают эффективность ветеринарного контроля.

Контроль производства

Потребность в прослеживании и маркировке возникла в ряде стран, она стимулировалась потребителями, которые сомневались в оригинальности сырья и с недоверием относились к качеству молочных продуктов. Практически каждый день в мире появляются новости о некачественной молочной продукции. Благодаря отлаженной системе маркировки и прослеживаемости ежегодно несколько сотен нарушений тщательно расследуют, а некачественные продукты выводят из оборота до того, как они попадут к конечному потребителю.

До недавнего времени ответственность за безопасность и качество молока, других продуктов питания была добровольной инициативой компаний. Но в условиях глобализации торговли бизнесу необходимо следовать требованиям маркировки, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Выгода для производителей

Создание зеленых таможенных коридоров с помощью маркировки и прослеживаемости даст дополнительные экспортные преимущества российским производителям. Небольшая логистическая группа в Австралии и Новой Зеландии контролирует порядка 35% всего экспорта молока в Китай. Результаты государственного ветеринарного контроля благодаря системе прослеживаемости были аккредитованы китайской таможенной ветеринарной инспекцией. Теперь вся молочная продукция проходит карантинную очистку в течение нескольких часов, что позволяет ввозить груз авиакомпаниями и продавать скоропортящиеся продукты свежими. По такой же схеме китайские партнеры готовы работать с Россией. Главное условие КНР — соблюдение поставщиком международных стандартов маркировки и прослеживаемости.

Маркировка также помогает «достучаться» до каждого потребителя с помощью современных маркетинговых механик. В условиях глобальной торговли маркировка позволит производителям напрямую общаться с потребителями.
 

СМИ: РБК