Юникон в СМИ:

Пассажиров оценили по средствам

30 ноября 2016

Газета «Гудок»

Исследователи обнаружили растущее социальное расслоение по видам транспорта

В условиях падения реальных доходов населения всё более заметны растущие различия в роли авиации и железных дорог у людей с разными доходами и целями перемещения, отмечается в бюллетене Аналитического центра при Правительстве РФ «Спрос населения на авиаперевозки». Летают состоятельные слои населения и командировочные, которые желают сэкономить время в деловых поездках и на отдыхе. Остальные предпочитают авиации поезда дальнего следования. Причину эксперты Аналитического центра видят в сильном спаде доходов населения. Реальная зарплата за 2015 год снизилась на 9%, реальные располагаемые доходы – на 4,3%. 
«Фактически при номинальном увеличении доходов населения России наблюдаются снижение его покупательной способности и изменение структуры потребления, в частности это отражается на расходах на авиацию. В 2015 году по сравнению с 2014-м расходы населения на использование авиационного транспорта сократились на 12%. Эксперты Euromonitor прогнозируют, что тенденция спада сохранится и в 2016-м, но темпы снижения расходов на авиацию замедлятся до 5,5%», – говорится в бюллетене. 

Железным дорогам тоже приходится нелегко, падение пассажиропотока на железных дорогах сильнее. С 2012 года происходит его снижение: в 2015 году его величина была на 13% ниже уровня 2010 года, хотя в авиационной отрасли даже с учётом спада 2015 года прирост за пять лет по сравнению с 2010 годом составил 54%. 

Руководитель работавших над бюллетенем экспертов Аналитического центра при Правительстве РФ Леонид Григорьев считает, что за этими различиями стоит несколько факторов: общий рост оценки важности скорости перемещения, сближение стоимости перелётов с ценами на железнодорожные билеты на одинаковые расстояния и в этой ситуации – переключение на авиасообщение при росте номинальных доходов. 

Ещё в 2011 году Росстат зафиксировал снижение разницы между ценами на билеты в железнодорожном (особенно купейных вагонов) и в авиационном сообщении. Фактор цен при сопоставимых скорости и уровне комфорта является важным для представителей тех групп населения, которые перемещаются на большие расстояния по деловой необходимости или в целях туризма. 

«Текущие кризисные тенденции, особенно девальвация рубля, привели к увеличению стоимости проезда на транспорте в 2015 году. Так, стоимость полётов в экономическом классе самолёта за 2015 год выросла в среднем на 14% по сравнению с 2014 годом, билеты в купейных вагонах подорожали на 7%, в плацкартных – на 9%; это увеличило разницу между ценами на билеты железнодорожного и авиационного сообщения, но она всё равно осталась ниже, чем до 2011 года. По данным за 9 месяцев 2016 года, российские авиаперевозчики во многом благодаря укреплению рубля сохранили цены на уровне того же периода 2015 года, при этом стоимость проезда в купе увеличилась на 1,5%, что вновь незначительно сократило разницу», – пишут эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ. 

В этих условиях ценовая конкуренция между отраслями только нарастает. Правительство 20 октября 2016 года одобрило обнуление НДС на пассажирские железнодорожные перевозки до 2030 года, что при условии снижения стоимости проезда увеличит привлекательность железных дорог для тех категорий пассажиров, которые ориентируются на стоимость перевозки. 

В авиационной отрасли НДС остаётся на льготном уровне в 10%. Но обнулить этот налог по примеру железной дороги предложил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько на «круглом столе» в Совете Федерации в ноябре. Безусловно, это ещё больше сократит разницу в стоимости билетов на самолёты и поезда. 

В динамике потоков пассажиров на железнодорожном и авиационном транспорте виден фактор социального неравенства, согласна партнёр консалтинговой компании «БДО Юникон» Елена Хромова. «Всё будет зависеть от экономической ситуации, потому что сейчас экономить приходится всем – и людям, и предприятиям на командировках, – говорит она. – Если сопоставимы расстояния, то и цена билета в поезде и в самолёте не сильно различается, и комфорт примерно одинаковый. Если же говорить о более дальних поездках, то железным дорогам конкурировать с авиацией здесь сложно, потому что для обеспеченных пассажиров время – это деньги». 

Поэтому, полагает Елена Хромова, железные дороги будут стремиться нарастить конкурентные преимущества на более близких расстояниях. Во-первых, по аналогии с международным опытом в России должен появиться первый класс в электричках, куда из своих автомобилей смогут пересесть более обеспеченные пассажиры. Во-вторых, с ростом высокоскоростного движения будет сокращаться разница времени нахождения в пути с авиацией. 
 

Павел Арабов