Обзор изменений законодательства:

Обзор изменений закона об акционерных обществах

23 июля 2015

Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее ― Закон № 210-ФЗ) в числе прочего внес существенные изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее ― Закон об АО). Эти изменения приводят в соответствие нормы Закона об АО с Гражданским кодексом РФ, а также вносят новые элементы в регулирование создания и деятельности акционерных обществ. Бóльшая часть изменений вступила в силу с 1 июля 2015 года. Ниже кратко рассмотрены наиболее важные изменения.

Преимущественное право приобретения, согласие при отчуждении акций третьим лицам. Преимущественное право приобретения акций в случае отчуждения акционером своих акций третьему лицу по возмездным сделкам не действует автоматически, как это было раньше. Отныне это право должно быть прямо предусмотрено уставом непубличного общества. Этим уставом также может быть предусмотрено положение о необходимости получения согласия других акционеров на отчуждение акционером своих акций третьим лицам. Важно отметить, что срок действия такого положения ограничивается 5 годами со дня регистрации непубличного общества или со дня государственной регистрации соответствующих изменений в уставе (ст. 7 Закона об АО).

Особенности действия преимущественного права приобретения акций в рамках эмиссии дополнительных акций. Уставом непубличного общества либо решением о размещении дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, может быть предусмотрено, что акционеры не имеют преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (ст. 7 Закона об АО). Кроме того, уставом непубличного общества либо акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры, может быть предусмотрен иной, чем предусмотренный законом, порядок осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (ст. 41 Закона об АО).

Изменение статуса общества. Предусмотрена возможность и процедура изменения статуса непубличного акционерного общества на публичное и наоборот. В первом случае одним из ключевых условий является регистрация проспекта акций и заключение договора о листинге акций. Во втором ― отсутствие акций в процессе размещения путем открытой подписки и отсутствие допуска акций к публичным торгам, а также наличие решения Банка России об освобождении общества от обязанности по раскрытию информации (статьи 7.1 и 7.2 Закона об АО).

Регистратор. При учреждении общества необходимо принять решение об утверждении регистратора, т.е. независимого лица, осуществляющего ведение реестра акционеров общества (ст. 9 Закона об АО).

Возможность установления в уставе иного большинства голосов для принятия решений на собрании. В уставе непубличного общества можно предусмотреть более строгое большинство голосов, чем установлено в Законе об АО, для принятия решений общим собранием акционеров. (ст. 49 Закона об АО). Кроме того, расширен круг вопросов, требующих единогласного принятия решения общим собранием акционеров (например, отныне это могут быть решения, связанные с внесением в устав некоторых существенных изменений).

Уставный капитал. Минимальный уставный капитал публичного общества составляет 100 000 рублей, а непубличного ― 10 000 рублей (ст. 26 Закона об АО).

Расширение прав владельцев привилегированных акций. Владельцы привилегированных акций могут получить право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров, а также иные дополнительные права, если это предусмотрено уставом непубличного общества (ст. 32 Закона об АО).

Раскрытие информации об акционерном соглашении. Закрепляется обязанность публичного акционерного общества раскрывать информацию об уведомлениях, полученных им от акционеров касательно заключения акционерного соглашения (ст. 32.1 Закона об АО).

Компетенция органов общества. Компетенция общего собрания акционеров непубличного общества может быть дополнена иными вопросами, не отнесенными к его компетенции Законом об АО. Компетенция совета директоров непубличного общества может быть расширена, в том числе, путем передачи этому органу части компетенции общего собрания акционеров общества, например, вопроса об увеличении/уменьшении уставного капитала (ст. 48 Закона об АО).

Ситуативное расширение повестки дня общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров непубличного общества может принять решения по вопросам, не включенным в повестку дня, в случае присутствия на общем собрании всех акционеров общества (ст. 48 Закона об АО).

Созыв и проведение общих собраний. Уточнена и дополнена процедура созыва и проведения общих собраний акционеров (статьи 52―54, 55, 58, 50 и 62 Закона об АО). Часть положений вступит в силу 01.07.2016.

Выкуп акций обществом. Уточнены основания и процедура выкупа обществом размещенных акций (статьи 72, 75, 76 Закона об АО). Часть положений вступит в силу 01.07.2016.

Приобретение крупных пакетов акций публичного общества. Уточнен и дополнен порядок приобретения акций публичного общества по добровольному и обязательному предложению, а также уточнена процедура выкупа акций при приобретении более 95% акций публичного общества (глава XI.1 Закона об АО). Большинство новых положений вступят в силу 01.07.2016.

Последствия истечения срока полномочий исполнительных органов общества. Если эти полномочия ограничены определенным сроком и по его истечении не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, то полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений (ст. 69 Закона об АО). Таким образом, нашел окончательное разрешение вопрос, по которому не было единообразной судебной практики.

Обязательный аудит. Вводится обязательный аудит для всех акционерных обществ, включая непубличные (ст. 88 Закона об АО).

Раскрытие информации непубличными обществами. Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством о рынке ценных бумаг (ст. 92 Закона об АО).

Раскрытие информации о корпоративных спорах. Акционер или член совета директоров общества, намеренный обратиться в суд для разрешения некоторых видов корпоративных споров (например, о признании сделки общества недействительной), обязан письменно уведомить общество об этом намерении и раскрыть детали спора:

  • непубличное общество, получившее такое уведомление, обязано довести его до сведения своих акционеров;
  • публичное общество обязано разместить информацию об уведомлении о споре на сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации обществом, а также раскрыть информацию о принятии судом соответствующего иска к производству (ст. 93.1 Закона об АО).

Особенности применения положений о приобретении крупных пакетов акций. К отношениям, связанным с приобретением акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами, применяются положения главы XI.1 Закона об АО, регулирующей приобретение более 30% акций публичного общества (п. 8 ст. 27 Закона № 210-ФЗ). Непубличное акционерное общество вправе внести в свой устав изменения, устанавливающие, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Закона об АО (п. 10 ст. 27 Закона № 210-ФЗ).

Оценивая изменения, внесенные в Закон об АО, можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты.

Среди положительных моментов следует отметить возросшую степень гибкости регулирования непубличных обществ, а также разрешение ряда вопросов, возникающих на практике и до сих пор не получивших отражения в законодательстве. В числе таких вопросов можно упомянуть, например, последствия истечения срока полномочий исполнительных органов, раскрытие информации бывшими открытыми акционерными обществами.

Среди отрицательных моментов можно назвать следующие:

  • часть положений не была приведена в соответствие с Гражданским кодексом РФ (например, о видах вкладов в уставный капитал);
  • некоторые положения Гражданского кодекса РФ не получили необходимого развития и детализации (например, особенности создания и деятельности нескольких единоличных исполнительных органов, возможность внесения вкладов в имущество);
  • часть новых положений изложена довольно громоздко и противоречиво, что может повлечь трудности при их исполнении;
  • введение обязательного аудита для всех типов акционерных обществ, возможно, сделает создание непубличных обществ менее привлекательным способом инвестирования по сравнению с обществами с ограниченной ответственностью.