Обзор изменений законодательства:

Поправки в НК РФ: соглашения об избежании двойного налогообложения, НДС, налог на прибыль

18 октября 2023

Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесён законопроект, предусматривающий ряд поправок в Налоговый кодекс РФ (далее — Законопроект), затрагивающий налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы и другие вопросы[1]

В частности, предложено увеличить ставки акцизов на отдельные виды алкогольной продукции, табачную продукцию и табак, повысить ставку НДПИ при добыче газа горючего природного, разрешить применять отдельные нормы соглашений об избежании двойного налогообложения, действие которых было ранее приостановлено.

Законопроект принят Государственной Думой 17 октября 2023 года в первом чтении. 

Остановимся на изменениях, наиболее значимых для широкого круга налогоплательщиков.

Возможность применения отдельных положений приостановленных соглашений об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 (далее — Указ) было приостановлено действие отдельных положений многих международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения[2]. Спустя некоторое время Минфин России на своём официальном сайте анонсировал разработку поправок в НК РФ, предполагающих сохранение льгот при выплате некоторых видов доходов[3]. Законопроект как раз и предлагает внести подобные поправки в НК РФ.

Согласно Законопроекту, применять освобождения или пониженные ставки, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, действие которых приостановлено, можно будет в отношении:

  • процентных доходов, выплачиваемых иностранным экспортно-кредитным агентствам и иностранным организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с их личным законом, по долговым обязательствам, возникшим до принятия Указа;
  • доходов за предоставление прав на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом;
  • лицензионных платежей по заключенным до принятия Указа лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими российских аналогов;
  • доходов от сдачи в аренду (лизинг) воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели) по заключенным с такими иностранными организациями — лизингодателями до 5 марта 2022 года договорам аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Если в договоры лизинга будут внесены изменения после принятия Указа, то применять льготы можно будет только к доходам в сумме, не превышающей сумму доходов от сдачи в аренду (лизинг), определяемую согласно действовавшим до принятия Указа положениям указанных договоров.

Кроме того, освобождение можно будет применять при выплате доходов от реализации морских судов, зарегистрированных в РМРС и находящихся на территории РФ.

Для применения указанных положений необходимо будет подтвердить отсутствие взаимозависимости между российской и иностранной организациями.

Соответствующие изменения предлагается внести в статью 310 НК РФ.

Ставка 0% по налогу на прибыль при выплатах иностранным лизингодателям

Предлагается установить ставку 0% по налогу на прибыль для доходов, полученных иностранными организациями — лизингодателями в рамках урегулирования страховых и (или) претензионных требований, при соблюдении следующих условий (подп. 3 п. 2 ст. 284 НК РФ):

1) ставка 0% применяется по договорам об урегулировании страховых и (или) претензионных требований, возникающих из заключенных с иностранными компаниями — лизингодателями до 5 марта 2022 года договоров аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели;

2) указанные договоры об урегулировании страховых и (или) претензионных требований предусматривают переход права собственности на такие воздушные суда, вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели к российской организации;

3) для осуществления указанного урегулирования с иностранными компаниями — лизингодателями выделяются средства Фонда национального благосостояния;

4) стороны договора не являются взаимозависимыми.

Уплата НДС при ввозе товаров в РФ посредниками

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территорий государств — членов Евразийского экономического союза на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров предлагается возложить исчисление и уплату налога на поверенного, комиссионера, агента или иное лицо, являющееся стороной аналогичного договора.

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, цель данной поправки — предотвращение создания схем по уклонению от уплаты НДС, включая ситуации, когда хозяйствующие субъекты государств — членов ЕАЭС на основании посреднических договоров реализуют товары российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС.

Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] №448566-8 Законопроект: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)

[2] Указ Президента РФ от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения» (далее — Указ)

[3] Мы рассказывали об этом в публикации Последствия приостановления СоИДН для российских должников зарубежных банков — Юникон (unicon.ru)