Поправки в НК РФ: общие вопросы
15 августа 2024
8 августа 2024 года был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 259-ФЗ), который внёс ряд поправок в НК РФ. В нем реализованы основные направления новой налоговой политики.
Остановимся на основных изменениях в части общих вопросов налогообложения.
Декларации и блокировки
- Сейчас лица, обязанные подавать налоговые декларации (расчёты) в электронной форме, получив документы, направленные налоговым органом, в течение шести дней со дня их отправки должны через оператора ЭДО передать налоговым органам квитанцию о приёме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если налогоплательщик не исполнит эту обязанность, налоговый орган имеет право заблокировать ему счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
С 5 февраля 2025 года эта обязанность упраздняется. Датой получения документа в электронной форме, направленного налоговым органом через оператора ЭДО, будет считаться шестой день со дня направления, указанного в подтверждении даты отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ).
От налогоплательщика никаких действий, в том числе и отправки сообщений о получении, более не потребуется. Зато оператор ЭДО должен будет не позднее дня, следующего за днем отправки электронного документа налогоплательщику, направить в налоговый орган подтверждение даты отправки.
Соответственно, с этой же даты отменяется и норма о возможной блокировке счетов налогоплательщиков, которые не представили квитанции о приёме документов.
- Сейчас организация, у которой нет движения денежных средств по счетам, должна ежеквартально подавать в налоговый орган единую (упрощённую) налоговую декларацию (п. 2 ст. 80 НК РФ). С 1 января 2025 года достаточно будет подать такую декларацию однократно, после прекращения движения денежных средств по счетам.
Пени и подтверждение постановки на учёт
- Продлен по 31 декабря 2024 года период, когда ставка пени для организаций, независимо от периода просрочки платежа, принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки Банка России (п. 5 ст. 75 НК РФ).
- С 1 января 2026 года документами, подтверждающими постановку на учёт (снятие с учёта) в налоговом органе, вместо свидетельства (уведомления) о постановке на учёт (снятии с учёта) в налоговом органе (п. 2 ст. 11 НК РФ) будут:
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о постановке на учет (снятии с учета) по соответствующему основанию организации или физического лица;
- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о постановке российской организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения или месту нахождения ее филиала (представительства), сведения о постановке иностранной некоммерческой неправительственной организации на учет в налоговом органе по месту осуществления ею на территории Российской Федерации деятельности через отделение;
- выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, содержащая сведения о постановке иностранной организации на учет в налоговом органе по месту осуществления ею на территории Российской Федерации деятельности через аккредитованные филиал, представительство;
- выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по месту его жительства.
Выданные до 1 января 2026 года в целях подтверждения факта постановки лица на учет (снятия с учета) в налоговом органе свидетельства (уведомления) сохраняют свою силу после указанной даты (п. 2 ст. 17 Закона №259-ФЗ).
Налоговый мониторинг
Закон № 259-ФЗ затрагивает и положения, касающиеся налогового мониторинга. В частности, снижен порог для перехода на налоговый мониторинг (совокупная сумма налогов должна составлять не менее 80 млн руб. (а не 100 млн руб., как было до вступления в силу поправок в НК РФ) и суммарный объём доходов не менее 800 млн руб. (а не 1 млрд руб., как раньше).
Кроме того, установлен перечень организаций, которые могут перейти на налоговый мониторинг и без соблюдения указанных выше ограничений по выручке и сумме уплаченных налогов. Например, это организации — резиденты особой экономической зоны, организации — бывшие участники КГН, государственные или муниципальные учреждения.
Вместе с тем, организации, уже перешедшие на налоговый мониторинг, сталкиваются с пробелами в налоговом законодательстве РФ.
Дело в том, что такие организации, в случае получения мотивированного мнения налогового органа по вопросам налогообложения, могут не согласиться с ним и обратиться в ФНС России. В свою очередь, ФНС России может занять сторону налогового органа. Здесь возникает вопрос: а есть ли у налогоплательщика, не согласного с мотивированным мнением, оставленным без изменения ФНС России, право обжаловать его далее, в судебном порядке?
Как показывает складывающаяся судебная практика, нет. Девятый арбитражный апелляционный суд указал, что если налогоплательщик не согласен с мотивированным мнением, то в отношении него будет инициирована выездная налоговая проверка. По мнению суда, мотивированное мнение не имеет признаков ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке статьи 198 АПК РФ, поскольку само по себе не создает правовых последствий для налогоплательщиков и поэтому не может нарушать их права и законные интересы[1].
Вместе с тем, данная позиция не является бесспорной. На наш взгляд, оптимальным в этом случае было бы внесение поправок в НК РФ, предусматривающих порядок действия для налогоплательщиков и налоговых органов в этом случае.
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2024 № 09АП-26135/2024 по делу № А40-306027/2023