Обзор изменений законодательства:

Поправки в НК РФ: НДС, НДФЛ, налог на прибыль и многое другое

23 ноября 2022

21 ноября был опубликован и вступил в силу (за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу) Федеральный закон от 21.11.2022 №443-ФЗ

«О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), предусматривающий внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе НК РФ.

Закон предполагает множество поправок. В частности, предусмотрены положения относительно нулевого акциза на жидкую сталь, применения ставки налога на прибыль для производителей СПГ, повышение НДПИ, вносятся изменения в таможенное законодательство и т.д.

Например, пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до лишения субъектов РФ в 2019 году права самостоятельно, в случаях, не предусмотренных главой 25 НК РФ, устанавливать пониженные ставки[1], подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2025 года (в текущей редакции – 1 января 2024 года).

Ниже мы остановимся на некоторых нововведениях, наиболее интересных для широкого круга налогоплательщиков.

Выплаты мобилизованным (контрактникам) и налоговые последствия прекращения обязательств таких лиц по договорам кредита (займа)

Предусмотрен ряд положений, связанных с НДФЛ, НДС и налогом на прибыль, касающихся выплат мобилизованным и проходящим службу по контракту, действие которых распространено на прошлый период, — все они будут применяться с 1 января 2022 года.

Не будут облагаться НДФЛ (ст. 217 НК РФ):

  • доходы в связи с прекращением обязательства военнослужащего по кредитному договору (договору займа) в случае гибели военнослужащего или в случае объявления судом военнослужащего умершим, а также в случае признания военнослужащего инвалидом I группы, если все эти обстоятельства были связаны с мобилизацией в ВС РФ. Указанные обстоятельства подробно приведены в Законе (п. 623  ст. 217 НК РФ).

Для целей обложения налогом на прибыль суммы таких денежных обязательств по кредитным договорам (договорам займа) у банков (заимодавцев) будут признаваться безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) (п. 2 ст. 266 НК РФ). Это положение будет действовать с 24 февраля 2022 года.

  • Доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации в ВС РФ или проходящими военную службу по контракту, либо заключившими контракт о пребывании в добровольческом формировании, и (или) налогоплательщиками, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами.

Также такие доходы не будут подлежать налогообложению и у лиц, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту, или находящихся на военной службе (службе) в войсках нацгвардии, других воинских формированиях и органах, и (или) у налогоплательщиков, являющихся членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы получены в связи с участием указанных лиц, проходящих военную службу (службу), в специальной военной операции (п. 93 ст. 217 НК РФ).

Подробнее условия, при которых доходы не признаются таковыми для целей НДФЛ, приведены в Законе.

Передача такого имущества физическим лицам не будет облагаться НДС (подп. 40 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Работодатели смогут учесть такие расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества в составе внереализационных расходов (подп. 1912 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Также доходы, перечисленные в пункте 93 статьи 217 НК РФ, не будут облагаться страховыми взносами и взносами на травматизм (подп. 18 п. 1 ст. 422 НК РФ, ст. 202 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Акцизы на сахаросодержащие напитки

К числу подакцизных товаров будут отнесены сахаросодержащие напитки (подп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ). Поправки планируется ввести в действие с 1 июля 2023 года, размер акциза составит 7 рублей за 1 литр.

Сахаросодержащими напитками признаются в общем случае упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки, в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза) и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.

Законом предусмотрено, какие именно сахаросодержащие напитки не будут облагаться акцизами (п. 2 ст. 181 НК РФ). Это, например, соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода.

Страховые взносы и взносы на травматизм: расчет налоговой базы

Напомним, что ранее в НК РФ были внесены поправки, согласно которым, в связи с объединением ПФР и ФСС РФ и созданием Фонда пенсионного и социального страхования[2], начиная с 2023 года устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов (п. 5.1 ст. 421 НК РФ)[3].

В свою очередь, Закон дополнительно определяет, что с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и примененного к нему коэффициента 2,3 (п. 51 ст. 421 НК РФ). При этом установленная НК РФ в 2022 году предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет подлежать индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации (п. 5 ст. 421 НК РФ).

В текущей же редакции НК РФ предельная база для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации отдельно для соответствующих фондов (п. 6 ст. 421 НК РФ). В частности, в 2022 году:

  • предельная величина базы страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 032 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2022 года;
  • предельная величина базы страховых взносов по взносам на ОПС подлежит индексации с 1 января 2022 года в 1,069 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 565 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2022 года[4].

Как следует из пояснительной записки к Закону, поправки вызваны отставанием в 2021—2022 годах планового темпа роста заработной платы (на который с 2022 года индексируется предельная величина базы для исчисления страховых взносов) от фактического. В связи с этим авторы Закона в пояснительной записке предлагают применять коэффициент 2,3 к прогнозной заработной плате, увеличенной в 12 раз при определении предельной величины базы для обложения страховыми взносами. Такой механизм расчета предельной величины базы, как указано в пояснительной записке, позволит восстановить облагаемый страховыми взносами уровень выплат физическим лицам и учитывать фактически сложившийся размер заработной платы.

Посмотреть, как будут выглядеть изменения, можно уже сейчас. Минфин России на основании этого расчета уже предложил установить единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов в размере 1 917 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2023 года[5].

Напомним, что в 2022 году предельная база по взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 1 565 000 руб., по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ВНиМ — 1 032 000 руб. Для взносов на травматизм и обязательное медицинское страхование предельная база не установлена.

Ценные бумаги

Законом предусмотрены и дополнительные льготы для физических лиц — владельцев ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

К числу доходов, которые не будут облагаться НДФЛ, в Законе предлагается отнести доходы, получаемые от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев (далее — ценные бумаги), при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года и в отношении их соблюдается одно из следующих условий (п. 17 ст. 2172-1 НК РФ):

  • Ценные бумаги относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и в течение всего срока владения налогоплательщиком являются ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

  • Ценные бумаги на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ, и на дату их реализации или погашения указанным налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ и являющимся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на ОРЦБ, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 2842 НК РФ.

Порядок отнесения облигаций российских организаций и инвестиционных паев, обращающихся на ОРЦБ, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством Российской Федерации.

Эти положения будут применяться до 31 декабря 2027 года включительно (п. 13 Закона) и вступят в силу в обычном порядке, то есть будут применяться с 1 января 2023 года к доходам, полученным начиная с этого года (п. 1 ст. 5 НК РФ). Аналогичные положения в отношении организаций при исчислении налога на прибыль (п. 41 ст. 284 НК РФ и ст. 2842-1 НК РФ) прекращают свое действие с 1 января 2023 года (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, Закон дополняет часть третью статьи 300 НК РФ «Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность» положением о том, что в 2022 году для целей статьи 300 НК РФ к обращающимся ценным бумагам относятся необращающиеся ценные бумаги, которые в период с 1 января по 1 марта 2022 года в соответствии с положениями НК РФ относились к обращающимся ценным бумагам.

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Федеральный закон от 3 августа 2018 года №302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

[2] Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

[4] Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г.».

[5] Проект Постановления Правительства РФ «О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2023 г.» (по состоянию на 20 октября 2022 года) (подготовлен Минфином России, ID проекта — 01/01/10-22/00132486).