Дробление бизнеса: точка зрения налоговых органов
05 сентября 2024
В последнее время тема дробления бизнеса стала часто мелькать в новостях[1]. Одной из причин этого стали поправки в НК РФ, предусматривающие амнистию для налогоплательщиков, попытавшихся таким образом сэкономить на налогах[2].
Недавно в дискуссию между налогоплательщиками и налоговыми органами вмешалась ФНС России с письмом от 09.08.2024 №СД-4-7/9113, где приводятся критерии, исходя из которых налоговые органы трактуют предпринимательскую деятельность как «дробление бизнеса», т.е. попытку незаконно сэкономить на налогах.
ФНС России прямо говорит, что выработка универсального стандарта доказывания (т.е. закрытого перечня формальных признаков «дробления бизнеса») невозможна. С этим трудно не согласиться: предпринимательская деятельность подразумевает широкий спектр способов ведения, зависящих от множества параметров (сфера деятельности, конечные потребители и др.). Да и варианты экономии на налогах, к которым прибегают изобретательные предприниматели, кажутся практически бесконечными. Сама ФНС отмечает, что любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными налогоплательщиками.
Согласно письму ФНС, при квалификации действий налогоплательщика как «дробления» налоговые органы руководствуются:
- общими подходами к доказыванию наличия «дробления», которые можно найти в предыдущих разъяснениях ФНС России;
- актуальной позицией Верховного Суда РФ;
- складывающейся на их основе судебной практикой разрешения налоговых споров арбитражными судами.
К доказательствам наличия «единого центра» у нескольких компаний могут относиться, в частности:
- общность учредителей и (или) руководителей организаций;
- общность работников;
- единство кадровой политики;
- ведение бухгалтерского учета одним и тем же лицом;
- совпадение IP-адресов;
- общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств;
- совпадение адреса местонахождения;
- общность средств связи и идентификации (телефоны, электронная почта, вывески, сайт);
- общность контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов, несение участниками схемы расходов друг за друга, признаки формального документооборота и т.п.
Естественно, это список не является исчерпывающим и каждый случай налоговый орган будет рассматривать отдельно на предмет выявления «дробления».
В письме ФНС отдельно подчеркнула, что введённое недавно понятие «дробления бизнеса»[3] не имеет целью установление стандарта доказывания в налоговых спорах, в том числе посредством введения новых правовых институтов или инициирования налоговых проверок с применением новых подходов к доказыванию. То есть вступление в силу поправок в НК РФ не должно стать дополнительным поводом для повышенного внимания налоговых органов к предпринимательской деятельности, которую ведут налогоплательщики.
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Дробление бизнеса: новое письмо ФНС России — Юникон (unicon.ru)
[2] Эксперт раскрыла, кого затронет амнистия за дробление бизнеса — Юникон (unicon.ru)
[3] Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»