Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: новые налоговые обязанности и льготы для участников
17 августа 2022
28 июля 2022 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 28.06.2022 № 225-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 225-ФЗ, Закон), которые в основном касаются общих вопросов налогообложения. Большинство положений, затрагивающих вопросы обложения налогом на прибыль, налогом на имущество вступят в силу с 1 января 2023 года.
Закон № 225-ФЗ закрепляет особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК). Рассмотрим основные нововведения.
Общие положения
Прежде всего, Закон определяет статус налогоплательщика — участника СЗПК (далее — участник СЗПК). Таковым для целей НК РФ признаётся организация, заключившая СЗПК с публично-правовым образованием (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ), ст. 10 Закона №69-ФЗ, сведения о заключении которого включены в соответствующий реестр СЗПК[1].
Статус участника СЗПК организация приобретает со дня включения сведений о заключении указанного соглашения в реестр СЗПК.
Переход участника СЗПК на налоговый мониторинг
С 28 июня 2022 года организация, реализующая инвестиционный проект, обязана перейти на налоговый мониторинг. Это необходимо сделать в течение трех лет со дня заключения СЗПК[2].
Законом № 225-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок перехода на налоговый мониторинг в отношении участников СЗПК: они не обязаны соответствовать требованиям в отношении совокупной суммы налогов, суммарного объема полученных доходов и стоимости активов, установленным п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
Предметом налогового мониторинга, помимо прочего, является проверка фактических затрат, по которым Законом № 69-ФЗ предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.
Налоговые вычеты для участника СЗПК
С 1 января 2023 года участник СЗПК, одной из сторон которого является РФ, будет вправе уменьшать суммы налогов (авансовых платежей по налогам), подлежащие уплате в бюджет, на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Законом № 69-ФЗ предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.
Вычеты можно будет применять в части следующих налогов:
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций;
- земельного налога.
Вычеты для СЗПК применяются начиная с налогового периода, следующего за годом представления соответствующего уведомления в ФНС России.
Впервые вычеты могут быть применены с 1 января 2023 года организациями, которые заключили СЗПК с РФ после 1 июня 2022 года.
Вычеты позволяют снизить суммы налогов (авансовых платежей) до нуля. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на последующие отчетные (налоговые) периоды, но в пределах срока применения вычета, предусмотренного соответствующим уведомлением.
Для применения вычетов налогоплательщик должен будет обеспечить ведение раздельного учёта:
- недвижимого имущества, используемого при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого СЗПК, и недвижимого имущества, используемого при осуществлении иной деятельности (по налогу на имущество);
- земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого СЗПК, и земельных участков, используемых при осуществлении иной деятельности (по земельному налогу);
- налоговой базы от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК от налоговой базы, относящейся с иным видам деятельности. Если налогоплательщик является стороной нескольких СЗПК, он определяет налоговую базу отдельно по каждому СЗПК (по налогу на прибыль).
Обратите внимание: порядок ведения раздельного учёта следует закрепить в учётной политике.
Кроме того, объекты основных средств, в отношении которых будет применен вычет для СЗПК, не будут подлежать амортизации для целей налогообложения налогом на прибыль.
* * *
Этот обзор не является исчерпывающим описанием изменений положений Закона № 225-ФЗ, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
Эксперты Налогового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений законодательства и оказать поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Предусмотрен статьей 5 Закона № 69-ФЗ.
[2] Пункт 7.1 ч. 8 ст. 10 Закона № 69-ФЗ. Данная обязанность установлена Федеральным законом от 28.06.2022 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации”».