Обзор изменений законодательства:

Письмо ФНС России о привлечении к ответственности за валютные правонарушения при осуществлении ВЭД по мнимым договорам

16 февраля 2024

ФНС России провела анализ правоприменительной практики по вопросу привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением валютных операций на основании недостоверных документов или договоров, и сформулировала свои выводы в письме от 10.01.2024 № Д-5-17/1@ (далее – Письмо).

В Письме ФНС России сделала следующие выводы:

  • валютные операции, осуществляемые на основании недостоверных документов и/или внешнеторговых договоров, заключенных для вида, без намерения породить соответствующие правовые последствия (мнимые сделки), следует признавать запрещенными;
  • договоры и дополнения к ним являются документами, на основании которых налогоплательщики осуществляют валютные операции;
  • уполномоченным банкам следует отказывать налогоплательщикам в осуществлении валютных операций, если в рамках проверки соблюдения валютного законодательства выявляются основания для признания договоров мнимыми;
  • совершение запрещенных валютных операций составляет объективную сторону валютного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (которая предусматривает наложение штрафа в размере от 20% до 40% суммы операции).

В Письме также приводятся ссылки на примеры судебных решений о признании внешнеторговых договоров мнимыми и привлечении участников к ответственности за нарушение валютного законодательство — в частности, определения Верховного Суда РФ от 26.09.2022 № 304-ЭС22-16543 и от 11.01.2023 № 303-ЭС22-25921. Суды сформулировали свою позицию следующим образом:

  • совершение под видом легальной внешнеторговой деятельности денежных переводов на счета иностранных компаний за пределами РФ создает потенциальную возможность неизвестным лицам в дальнейшем свободно использовать такие денежные средства на любые неизвестные, неконтролируемые, в том числе криминальные цели, угрожает устойчивости финансовой системы РФ и национальной безопасности, что свидетельствует о незаконности таких валютных операций;
  • договор может быть признан мнимым в следующих случаях:
    • предоставлена недостоверная информация;
    • отсутствует согласование условий оказания услуг по договору;
    • отсутствуют разумная деловая цель заключения договора и намерение создать реальные последствия;
    • договор не был поставлен на контроль в уполномоченном банке;
    • к лицам, участвующим в рассматриваемых операциях, применены меры противолегализационного характера;
    • предоставленные документы не подтверждают факт оказания услуг, предусмотренных договором;
    • сумма перечисленного по договору аванса не отвечает критериям экономической целесообразности (например, перечисление аванса в размере 100% за услуги, подлежащие оказанию на протяжении 5 лет);
    • стороны договора являются аффилированными.

Мы полагаем, что выпуск Письма говорит о сохранении тенденции к усилению контроля налоговых органов за валютными операциями, осуществляемыми налогоплательщиками в ходе ВЭД.

Специалисты Юникона имеют большой практический опыт консультирования по вопросам внешнеторговых валютных операций. Они готовы проанализировать вашу ситуацию, чтобы снизить риски признания заключенных внешнеторговых договоров недействительными или мнимыми.


Узнайте больше о наших услугах международного налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться