Обзор изменений законодательства:

Либерализация в налоговом контроле цен

21 апреля 2022

  1. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ

26 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”» (далее — Закон № 67-ФЗ, Закон). В числе прочего он изменил в пользу налогоплательщиков ряд положений НК РФ, регулирующих налоговый контроль цен, при этом большая часть изменений носит временный характер.

Рассмотрим ключевые поправки, внесенные Законом.

  1. Временно выведены из-под контроля сделки между российскими налогоплательщиками, один из которых применяет инвестиционные налоговые вычеты

Сделки между российскими налогоплательщиками признавались контролируемыми в случае, когда сумма доходов по таким сделкам превышала 1 млрд руб. в год, если хотя бы одна из сторон сделки применяла инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль организаций.

Как стало

Независимо от суммы доходов по таким сделкам они выводятся из-под контроля на три года — с 01.01.2022 по 31.12.2024.

Согласно подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона № 67-ФЗ новая норма распространяется на сделку, если в указанный выше временной интервал попадает дата признания налогоплательщиком доходов (расходов) по сделке в налоговом учете. Дата подписания договора не имеет значения.

  1. Выведены из-под контроля сделки российских налогоплательщиков с годовой суммой доходов до 120 млн руб., отвечающие определенным критериям

Как было:

Признавались контролируемыми следующие сделки российских налогоплательщиков с годовой суммой доходов свыше 60 млн руб.:

а) сделки с иностранными взаимозависимыми лицами;

б) сделки с невзаимозависимыми лицами, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Как стало:

Указанные в пунктах «а» и «б» сделки российских налогоплательщиков признаются контролируемыми в случае, если годовая сумма доходов по таким сделкам превышает 120 млн руб.

Как и ранее, к сделкам российских налогоплательщиков с невзаимозависимыми лицами, приравненным к сделкам с взаимозависимыми лицами, относятся:

  1. сделки с невзаимозависимыми лицами, выступающими в качестве посредников или в качестве промежуточных сторон, не дающих существенного вклада в функции, риски и активы при совершении указанных сделок, конечными сторонами которых являются взаимозависимые лица;
  2. внешнеторговые сделки с невзаимозависимыми лицами в отношении ряда товаров биржевой торговли;
  3. сделки с невзаимозависимыми лицами — резидентами офшорных зон.

Временной критерий действия нового порядка признания сделок контролируемыми явным образом не установлен. В части этого изменения, как улучшающего положение налогоплательщиков, Закон № 67-ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования (26 марта 2022 года). Однако в Законе не указано, что изменение распространяется лишь на сделки, совершенные после вступления Закона в силу, равно как не указано, что он имеет обратную силу в части этого изменения.

Из положений налогового законодательства также не ясно, должно ли применение обратной силы относиться к действиям налогоплательщика по совершению сделок, по признанию им доходов (расходов) в результате этих сделок в налоговом учете либо уже к действиям по декларированию этих сделок по истечении календарного года. В последнем случае применять обратную силу (а значит, и прямо указывать на это в Законе) нет необходимости: действия по декларированию сделок за прошлый год возможны после вступления в силу Закона № 67-ФЗ.

И тогда возникает вопрос: можно ли применять порог 120 млн руб. к сделкам, совершенным в прошлом году, при подготовке, в частности, уведомления о контролируемых сделках или документации по контролируемым сделкам за прошлый год?

По нашему мнению, формальных препятствий к этому нет: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Тем не менее, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем применять указанный порог только к сделкам, доходы (расходы) по которым признавались налогоплательщиком в налоговом учете начиная с 1 января 2022 года.

  1. Налогоплательщики временно освобождены от ответственности за неуплату (неполную уплату) налога в результате нарушения положений о контроле цен в сделках для целей налогообложения

Как было

За неуплату (неполную уплату) налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, налогоплательщики подлежали привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (за исключением случая, когда налогоплательщик предъявляет документацию по соответствующим контролируемым сделкам, обосновывающую рыночный уровень применяемых цен в соответствии с налоговым законодательством).

Как стало

Указанная ответственность не будет применяться в течение трех лет — с 01.01.2022 по 31.12.2024.

Новая норма распространяется на сделку, если в указанный временной интервал попадает дата признания налогоплательщиком доходов (расходов) по сделкам в налоговом учете. Дата подписания договора не имеет значения.

  1. Расширенные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, вытекающим из контролируемых сделок, используемые для определения процентных доходов (расходов), признаваемых для целей налогообложения, продлены еще на два года; в случае долговых обязательств в рублях, вытекающих из сделок с иностранными компаниями, интервал еще более расширен по сравнению с годами пандемии.

Валюта долгового обязательства

Интервал предельных значений процентных ставок

Как было

Как стало

Рубль РФ (обе стороны — российские компании)

от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (от 0 до 180 процентов с 01.01 по 31.12.2015  и с 01.01.2020  по 31.12.2021)

от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (от 0 до 180 процентов — с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Рубль РФ (одна сторона —иностранная компания)

от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (от 75 до 180 процентов с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (от 75 до 180 процентов — с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2020 по 31.12.2021); от 0 до 180 процентов — с 01.01.2022 по 31.12.2023

Евро

от 4 до 7 п.п. ставки € STR (от 0 до 7 п.п. € STR с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 4 до 7 п.п. ставки € STR (от 0 до 7 п.п. € STR с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Китайский юань

от 4 до 7 п.п. ставки SHIBOR (от 0 до 7 п.п. SHIBOR с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 4 до 7 п.п. ставки SHIBOR (от 0 до 7 п.п. SHIBOR с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Фунт стерлингов

от 4 до 7 п.п. ставки SONIA в фунтах стерлингов (от 0 до 7 п.п. SONIA с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 4 до 7 п.п. ставки SONIA в фунтах стерлингов (от 0 до 7 п.п. SONIA с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Швейцарский франк или японская иена

от 2 до 5 п.п. ставки SARON в швейцарских франках или TONAR в японских иенах (от 0 до 5 п.п. SARON/TONAR с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 2 до 5 п.п. ставки SARON в швейцарских франках или TONAR в японских иенах (от 0 до 5 п.п. SARON/TONAR с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Иные валюты

от 4 до 7 п.п. ставки SOFR в долларах США (от 0 до 7 п.п. SOFR с 01.01.2020 по 31.12.2021)

от 4 до 7 п.п. ставки SOFR в долларах США (от 0 до 7 п.п. SOFR с 01.01.2020 по 31.12.2023)

Временным критерием здесь выступает дата признания процентных доходов (расходов) по сделкам в налоговом учете.

  1. Письмо ФНС России № ШЮ-4-13/2724@

5 марта 2022 года было опубликовано Письмо ФНС России № ШЮ-4-13/2724@, в котором подчеркнута необходимость обеспечить корректное применение положений раздела V.1 НК РФ и минимизировать негативное влияние недружественных действий иностранных государств и международных организаций на российскую экономику.

В Письме ФНС сообщила, что при проведении налогового контроля цен и заключении соглашений о ценообразовании ведомство будет учитывать обстоятельства, которые возникли в результате применения санкций, влияющих на экономические условия деятельности сторон при совершении контролируемых сделок по экспорту товаров и могущих привести к убыткам налогоплательщиков в результате таких сделок.

Письмо расширяет возможности бизнеса: российские организации могут решаться на более рискованные договоренности с контрагентами, не опасаясь претензий со стороны налоговиков. В текущих реалиях это увеличивает шансы отечественных компаний остаться на рынке, невзирая на санкции.

Следует, однако, учесть, что Письмо не отменяет налоговый контроль и необходимость подготовки обосновывающих документов по сделкам между взаимозависимыми лицами. Кроме того, в нестабильной ситуации государство сильнее заинтересовано в пополнении бюджета. А значит, памятуя о возросшем в последние годы интересе ФНС России к проверкам такого рода сделок на предмет полноты исчисления и уплаты налогов, можно предположить, что число проверок возрастет.

В связи с этим мы настоятельно рекомендуем своим клиентам проявлять осторожность при планировании сделок между взаимозависимыми лицами и быть всецело готовыми к проверкам, несмотря на «оптимистичное» Письмо ФНС России.

Будем рады оказать вам консультационную поддержку в налоговых вопросах при планировании таких сделок и содействие в подготовке обосновывающих документов с учетом открывшихся возможностей.


Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга

Запросить консультацию