Обзор изменений законодательства:

Новые виды контрсанкций против иностранных лиц

11 августа 2023

Принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 422), который изменяет текущее регулирование в области применения специальных экономических мер («контрсанкций»), а также вводит новые меры воздействия на российских лиц, не соблюдающих введенные специальные меры.

Этот закон вступит в силу 1 февраля 2024 года.

  1. Новая специальная экономическая мера — замораживание операций

Новыми нормами дополняется Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее — Закон о спецмерах), в соответствии с которыми специальные экономические меры могут быть направлены в том числе на:

  • запрет (ограничение) на совершение финансовых операций в отношении блокируемых лиц;
  • замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц.

Под замораживанием (блокированием) понимается запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, иным имуществом, принадлежащим блокируемому лицу, а также запрет на осуществление финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемого лица.

Напомним, что решение о применении специальных экономических мер и о сроке, в течение которого они будут применяться, принимается Президентом РФ. Перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений устанавливается Правительством России или в определенных случаях — Банком России (ст. 4 Закона о спецмерах).

  1. Новые субъекты — блокируемые лица

Закон о спецмерах будет содержать понятие «блокируемые лица», под которыми понимаются:

  • иностранные государства и (или) иностранные организации, и (или) иностранные граждане, и (или) лица без гражданства, определяемые Президентом России (ст. 4 Закона о спецмерах);
  • юридические лица, подконтрольные иностранным организациям и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства (для контроля необходимо, чтобы такие лица имели возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления подконтрольного юридического лица).

В Законе № 422 не указывается, что речь идет исключительно о лицах, связанных с недружественными государствами.

  1. Исключения из запрета

Вместе с тем Закон № 422 позволяет блокируемым лицам в определенных случаях получать на свои счета и перечислять со своих счетов денежные средства. Например, блокируемые лица вправе:

  • получать денежные средства на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, получать на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, проценты на сумму вклада (проценты за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счете), открытого (открытом) в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
  • в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ними членов семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, получать заработную плату и расходовать ее в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена семьи, а также оплачивать медицинские услуги, оказываемые блокируемому лицу и (или) членам его семьи на территории Российской Федерации, в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена семьи;
  • выплачивать заработную плату в размере, не превышающем установленную в соответствии с законодательством величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, и выходные пособия работникам в размере, не превышающем минимального размера соответствующих выплат, установленного трудовым законодательством.
  1. Ответственность за несоблюдение специальных экономических мер

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, относятся в том числе кредитные организации, а также с учетом небольших исключений —профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и другие организации (далее — исполняющие организации). Обязанность по соблюдению ограничений совершения финансовых операций (специальных экономических мер) возложена именно на них.

Если контроль за деятельностью исполняющей организации осуществляет Банк России, то такая организация обязана представлять в Банк России информацию о реализации указанных специальных экономических мер в отношении блокируемых лиц. Если же исполняющая организация не подконтрольна Банку России, то она обязана сообщать такую информацию федеральным органам исполнительной власти, определенным Правительством РФ.

Контроль за соблюдением указанных норм будет осуществлять Банк России. За неоднократное неисполнение в течение одного года указанных специальных экономических мер и (или) неоднократное нарушение в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Законом о спецмерах, могут применяться различные меры ответственности. Например, у кредитной организации может быть отозвана лицензия, у субъекта страхового дела может быть приостановлено действие лицензии (затем лицензия может быть отозвана), у участника рынка ценных бумаг может быть аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности, а также Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива. Кроме того, Банку России предоставлены специальные полномочия на применение мер воздействия (например, взыскание штрафов) к некредитным финансовым организациям, являющимся исполняющими организациями, в случае несоблюдения последними законодательства о специальных экономических мерах.

* * *

Данный обзор не является исчерпывающим описанием положений Закона № 422-ФЗ, не представляет собой юридическое заключение и не отменяет необходимости получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Эксперты правового департамента Юникона будут рады разъяснить вам положения законодательства и оказать необходимую поддержку в их применении.


Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться