Обзор изменений законодательства:

НДФЛ: поправки в НК РФ

11 июня 2024

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1].

Среди изменений, предлагаемых этим законопроектом — поправки, касающиеся НДФЛ. Остановимся на основных из них.

Изменение налоговых ставок

Законопроект предлагает ввести новые налоговые ставки. Для отдельных доходов налоговые ставки варьируются в промежутке от 13 до 22%, а по другим — от 13 до 15%. В частности, для базовых видов доходов — заработной платы, доходов от оказания услуг, а также прибыли КИК будут предусмотрены следующие налоговые ставки:

  • 13%, если сумма налоговых баз за период не превышает 2,4 млн руб.;
  • 312 тыс. руб. и 15% от суммы дохода, превышающей 2,4 млн руб. (если сумма налоговых баз за период составляет от 2,4 до 5 млн руб.);
  • 702 тыс. руб. и 18% от суммы дохода, превышающей 5 млн руб. (если сумма налоговых баз за период не превышает 20 млн руб.);
  • 3 402 тыс. руб. и 20% от суммы дохода, превышающих 20 млн руб. (если сумма налоговых баз за период составляет не более 50 млн руб.);
  • 9 402 тыс. руб. и 22% от суммы налоговых баз, превышающей 50 млн руб.

При этом повышенные налоговые ставки будут применяться не ко всей сумме доходов, а лишь к соответствующей разнице в установленном коридоре (например, ставка 22% применяется только к доходам, превышающим 50 млн рублей).

По отдельным видам доходов предусмотрена шкала только из двух ставок — 13 и 15%, а именно:

  • доходам от продажи имущества и имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • доходам в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
  • дивидендам;
  • доходам от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, в т.ч. учитываемым на ИИС;
  • доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, по которым применяется освобождение в связи с долгосрочным владением (п. 17.2 и 17.2-1 статьи 217 НК РФ) — в части превышения над суммой 50 млн руб.;
  • процентам по вкладам в российских банках;
  • некоторым иным доходам.

Особенности определения фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК)

Согласно законопроекту, начиная с 2025 года фиксированная сумма прибыли КИК будет устанавливаться не в отношении всех КИК налогоплательщика, как предусмотрено в настоящее время, а в отношении каждой компании. Предполагается установить следующие размеры фиксированной прибыли:

  • если налогоплательщик является контролирующим лицом одной КИК — 27 990 000 рублей;
  • если налогоплательщик является контролирующим лицом двух КИК — 52 718 000 рублей;
  • если налогоплательщик является контролирующим лицом трёх и более КИК — 52 718 000 рублей + 27 990 000 рублей за каждую КИК, начиная с третьей.

Указанные доходы будут облагаться по шкале ставок 13—22%.

В текущей редакции законопроекта не предусмотрена возможность учесть при определении фиксированной прибыли факт владения КИК, прибыль которых освобождается от налогообложения.

Льгота при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале

Законопроект предусматривает изменение параметров льгот, применяемых при продаже долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, по которым применяется освобождение в связи с долгосрочным владением (п. 17.2 и 17.2-1 статьи 217 НК РФ):

  • льгота будет предоставляться в пределах 50 млн руб. (отдельно по п. 17.2 и по п. 17.2-1 статьи 217 НК РФ);
  • льгота станет доступной только для налоговых резидентов (в настоящее время ею могут воспользоваться и нерезиденты);
  • доход в части превышения над величиной в 50 млн руб. будет облагаться по шкале 13—15% (не 13—22%).

Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»