Обзор изменений законодательства:

Новые поправки в НК РФ: НДФЛ, страховые взносы, часть 1 Налогового кодекса

15 августа 2023

Опубликован и вступил в действие (отдельные положения вступают в силу в иные сроки) Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 389-ФЗ).

Помимо поправок в части налога на прибыль и НДС, которые мы рассмотрели ранее, упомянем и о поправках, касающихся налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), страховых взносов, а также общих вопросов налогового администрирования и контроля.

НДФЛ и страховые взносы

  1. Необлагаемые компенсации дистанционным работникам

По новым правилам, от НДФЛ и страховых взносов освобождаются компенсационные выплаты на возмещение расходов дистанционного работника, связанные с использованием для работы оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств в сумме, определяемой коллективным договором (локальным нормативным актом / трудовым договором / дополнительным соглашением к трудовому договору), но не более 35 рублей за каждый день дистанционной работы, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника.

Также не будут подлежать налогообложению НДФЛ и страховыми взносами выплаты суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в размере не более 700 рублей за каждый день работы (нахождения в пути) на территории РФ и не более 2 500 рублей за каждый день работы (нахождения в пути) за рубежом (п. 1 ст. 217, подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 422 НК РФ).

Нововведения вступят в силу с 1 января 2024 года (ч. 3 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).

Как видим, значение их двояко: если освобождение от НДФЛ и страховых взносов компенсационных выплат дистанционным работникам, несомненно, улучшает положение налогоплательщиков, то установление лимита суточных за разъезды, напротив, повышает налоговую нагрузку.

Напомним, что в текущей редакции НК РФ компенсационные выплаты физическим лицам, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами (п. 1 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). К ним относятся и выплаты суточных работникам с разъездным характером работы, размер которых устанавливается коллективным договором / соглашениями / локальными нормативными актами / трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ). В связи с этим, по мнению Минфина России, суточные, выплачиваемые «разъездным» работникам, освобождены от НДФЛ и страховых взносов в размере, установленном локальным актом организации (письма Минфина России от 30.12.2022 № 03-04-06/129887, от 30.12.2021 № 03-04-06/107896).

Закон № 389-ФЗ ограничит льготные суточные лимитом в 700 и 2 500 рублей соответственно.

  1. Налогообложение выплат дистанционщикам-нерезидентам

К доходам от источников в РФ (п. 1 ст. 208 НК РФ) теперь относятся и выплаты за выполнение дистанционной работы по договору с российской организацией, либо с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории РФ. Изменение вступит в силу с 1 января 2024 года (п. 7 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).

Также к доходам от источников в РФ будут отнесены вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, если выполнение работ, оказание услуг, предоставление прав осуществляются через Интернет, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и/или информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, и/или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • налогоплательщик налоговый резидент РФ (то есть находился в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
  • доходы получены на счет в банке, находящемся на территории РФ;
  • источники выплаты доходов российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Если при соблюдении первого или второго условия доход будет выплачивать иностранная организация, на нее возлагаются обязанности налогового агента (п. 1.1 ст. 226 НК РФ, введенный Законом № 389-ФЗ).

Нововведения, которые начнут действовать с 1 января 2025 года (ч. 10 ст. 13 Закона № 389-ФЗ), вызваны ростом числа специалистов, работающих на российские компании удаленно, в том числе из-за границы, а также российских специалистов, работающих на иностранные компании через Интернет.

В настоящее время зарплата работников, которые утратили статус налогового резидента (то есть пробыли на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев), не относится к доходам от источников в РФ и, соответственно, российским НДФЛ не облагается (письма Минфина от 14.03.2023 № 03-04-06/21160, от 25.01.2023 № 03-04-05/5555, от 18.01.2023 № 03-04-05/3302).

С вступлением в силу новых правил положение таких «удалёнщиков» ухудшится — им придётся платить НДФЛ независимо от срока пребывания за рубежом.

Общие вопросы налогообложения

  1. Обязательное досудебное обжалование требований имущественного характера

С 1 января 2025 года (ч. 10 ст. 13 Закона № 389-ФЗ) иск к налоговому органу с требованием имущественного характера, связанным с реализацией ненормативных актов, действий или бездействия должностных лиц, может быть направлен в суд только после обжалования этих актов, действий или бездействия в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Сейчас налогоплательщик вправе сразу обратиться в суд с требованием о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами согласно статьям 46 или 47 НК РФ (п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Закон № 389-ФЗ создает дополнительную ступень в процедуре защиты налогоплательщиком своих имущественных прав.

  1. Частичная отмена обеспечительных мер

Помимо неблагоприятных, есть и положительное для налогоплательщиков нововведение: закреплена возможность частичной замены или отмены обеспечительных мер.

Частичная отмена будет возможна, например, при частичном исполнении решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, либо в части, отмененной вышестоящим налоговым органом или судом (п. 12.1 ст. 101 НК РФ, введен Законом № 389-ФЗ).

Такая возможность наверняка найдет широкое применение многие налогоплательщики предпочитают исполнить решение, а уже потом обжаловать его. В свою очередь, вышестоящие налоговые органы и суды часто отменяют решение не целиком, а частично. С вводом новых норм налогоплательщики смогут быстрее снимать с себя ограничения, вызванные, например, приостановлением операций по счетам или наложением ареста на имущество.

Изменения вступят в силу с 1 апреля 2024 года (ч. 9 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).

  1. Осмотр территории налогоплательщика при проведении налогового мониторинга

С 31 августа 2023 года (ч. 2 ст. 13 Закона № 389-ФЗ) налоговики получают право доступа на территорию и в помещения налогоплательщика при проведении налогового мониторинга (ст. 91 НК РФ).

Правда, воспользоваться «правом доступа» проверяющие смогут только при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, где заявлено возмещение, или при выявлении противоречий (несоответствий), указанных в пунктах 8.1 и 8.9 статьи 88 НК РФ. Осмотреть помещение инспектор сможет, например, при выявлении в декларации по НДС противоречий между сведениями об операциях, либо при расхождении данных по операциям в декларациях по НДС разных налогоплательщиков, если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению.

Эта поправка, безусловно, ухудшает положение налогоплательщиков. Поэтому в случае проведения контрольных мероприятий рекомендуем обращать внимание на предмет проверки (какой именно налог проверяется) и на основание для назначения осмотра.

Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться