Обзор изменений законодательства:

Ответственность за «бумажный» НДС станет строже

12 мая 2023

Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за сбыт и (или) предоставление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций[1]. Ответственность наступит, если такие деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям, либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае физическому лицу грозит либо штраф, либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до четырёх лет со штрафом (в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев) или без такового. Если же речь идёт о тех же деяниях, но совершённых организованной группой, либо повлекших причинение особо крупного ущерба гражданам или организациям, либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере, наказанием может стать лишение свободы на срок до семи лет со штрафом (в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет) или без такового (ст. 173.3 НК РФ).

В настоящее время уголовная ответственность за подобные деяния отсутствует.

Итак, поводом для привлечения к уголовной ответственности может стать как ущерб организациям (гражданам), так и извлечение виновным лицом дохода в крупном размере. Представляется, что во втором случае речь идёт о случаях, когда продажа «бумажного» НДС поставлена на поток, и выявлено лицо, зарабатывающее на этом деньги.

Согласно законопроекту, счета-фактуры и налоговые декларации признаются подложными, если они оформлены с использованием подставных лиц либо с незаконным использованием персональных данных и содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, причиной введения уголовной ответственности стало широкое распространение нелегальной деятельности по сбыту подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Злоумышленники покупают уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, а затем от их имени изготавливают подложные счета-фактуры, которые продают недобросовестным налогоплательщикам. Те, в свою очередь, заявляют налоговые вычеты по НДС, таким образом незаконно уменьшая суммы налога, подлежащие уплате в бюджет.

Вопрос. Но где же тут ущерб, причинённый гражданам или организациям? Например, если выяснится, что организация приобретала «на бумаге» товары (работы, услуги), заведомо зная, что поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) не было, и таким образом экономила на налогах, что будет для неё ущербом — только суммы штрафов и пеней, либо еще и недоимка по налогам (ведь недоимку в бюджет придется заплатить, т.к. ранее налогоплательщик не исполнил обязанность платить законно установленные налоги и сборы)? Обратная ситуация: допустим, компания, не проверив должным образом благонадёжность контрагента, реально получила от него товары (например, поставщик продал товары «вчерную», оформив документы на фиктивное юридическое лицо) и оплатила их по подложным документам, включая и подложный счет-фактуру, в т.ч. перечислила НДС. После того, как выяснится, что контрагент не является реально действующей организацией, что будет считаться ущербом? И сама сумма налога, и пени, и штраф?

В заключение отметим, что в законопроекте речь идёт о счетах-фактурах. Между тем, налогоплательщики всё чаще используют универсальный передаточный документ (УПД), совмещающий функции счёта-фактуры и первичного документа. Следует ли ждать введения уголовной ответственности за подложный УПД? Пока неизвестно.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] №263208-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)