Обзор изменений законодательства:

С 26.03.2024 года изменяются предельные сроки вынесения решений о проведении проверок по контролируемым сделкам

18 марта 2024

26 февраля 2024 года был опубликован Федеральный закон[1] (далее — ФЗ»), изменяющий предельные сроки вынесения решений о проведении проверок по контролируемым сделкам, установленные абз.1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Изменения вступят в силу через месяц после опубликования.

Как мы понимаем, основанием для внесения поправок послужило Постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2023 № 41-П, согласно которому условие, определявшее для принятия решения о налоговой проверке применения цен в контролируемых сделках предельный срок в 2 года с момента представления уведомления об этих сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17), признано частично не соответствующим Конституции РФ.

По данному вопросу в Конституционный суд обратилась компания «ВымпелКом», которая представила в налоговые органы уточненное уведомление о контролируемых сделках, изменив в части сделок лишь номера договоров. Налоговые органы, открывая проверку по сделке, у которой был изменен номер договора, отсчитали два года на принятие решения о проверке с даты этого уточненного, а не первоначального уведомления. Компания обратилась в суд, полагая, что предельный срок принятия решения о проверке продлевается только в случае представления уточненной декларации (а не уведомления), либо в случае представления уточненного уведомления, но только в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в этом уведомлении. Однако суды не поддержали такой подход, а исходили из того, что при подаче уточненного уведомления прежнее аннулируется[2].

Тогда компания обратилась в Конституционный суд РФ, который признал соответствующее положение неконституционным в той мере, в какой оно позволяло выносить решение о проверке контролируемых сделок в течение 2-х лет со дня получения уточненного уведомления, даже если не было значимых изменений. Законодателю было предписано четко закрепить в НК критерии выбора момента исчисления 2-летнего срока для вынесения решения о проверке. Ввиду вновь открывшихся обстоятельств, дело «ВымпелКома» было пересмотрено, однако суд, тем не менее, вновь принял сторону налогового органа[3].

При вынесении решения суд руководствовался тем, что факт отражения в уточненном уведомлении новой сделки стал основанием для исчисления срока на проведение проверки с момента представления уточенного уведомления, поскольку эта информация значима для проверяемой сделки.

Тем не менее, с учетом позиции Конституционного суда, из п. 2 ст.105.17 НК РФ в новой редакции исключен предельный срок вынесения решения о проверке, отсчитываемый с даты подачи уведомления о контролируемых сделках. При этом в п. 5 той же статьи остается общий предельный срок для вынесения решения о проверке контролируемых сделок: проверены могут быть сделки, совершенные не ранее, чем в течение 3 календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (в случае заключения соглашения о ценообразовании — в течение 5 лет).

По мнению законодателей, принятый закон позволит избежать ситуаций, когда представление уточненного уведомления о контролируемой сделке используется для необоснованного расширения периодов проверки цен. В то же время, такое изменение расширяет период вынесения решений о проверке без каких-либо дополнительных действий со стороны налоговых органов.

Отмечаем, что двухлетний предельный срок не отменен полностью, он остается действовать для случаев, когда представляется уточненная налоговая декларация, и когда налогоплательщик ходатайствовал о заключении соглашения о ценообразовании и получил отказ (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 105.17 НК РФ).


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Федеральный закон № 39-ФЗ «О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

[2] Решение АС Москвы от 31.05.2021, постановление 9 ААС от 14.03.2022, постановление АС МО от 06.07.2022, определение судьи ВС РФ от 24.11.2022 (дело № А40-36350/21)

[3] Решения АС Москвы от 21.11.2023 и 07.02.2024