Очередные изменения в НК РФ: новый законопроект
22 мая 2025
Опубликован законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Законопроект)[1].
Предложенные изменения касаются вопросов налогового администрирования, налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, имущественных налогов, акцизов и специальных налоговых режимов.
Рассмотрим основные из них.
Налоговое администрирование
Для случаев, когда последний срок уплаты налога приходится на нерабочий день, срок уплаты налогов предлагается перенести на предшествующий рабочий день. Например, если срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль приходится на 28 апреля (суббота), перечислить платеж нужно будет 27 апреля (пятница), а не позднее.
В случаях, не касающихся уплаты налогов и авансовых платежей, днем окончания срока по-прежнему будет считаться ближайший рабочий день, следующий за нерабочим последним днем срока.
- Планируется законодательно закрепить возможность выездной проверки не только периода, не превышающего 3 календарных лет, предшествующих году вынесения налоговым органом решения о проведении проверки, но и налоговых периодов текущего года, завершенных до даты вынесения этого решения. Ранее такая возможность была предметом дискуссий, и изменения должны внести ясность в этот вопрос.
- Планируется уточнить порядок учета в ЕНС решений налоговых органов о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки, а также о полной или частичной отмене решений о предоставлении налогового вычета. В частности, из сальдо ЕНС будут исключать суммы, указанные в решениях о привлечении к ответственности, если суд принял меры защиты средств по иску лица, оспаривающего это решение. Будут учитываться и решения налоговиков о досрочном прекращении отсрочки или рассрочки, а также об отмене решений о предоставлении налогового вычета.
- Предлагается уменьшить количество направляемых плательщиками уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов и страховых взносов, а именно:
- отменить уведомления по имущественным налогам;
- разрешить подавать досрочные уведомления по НДФЛ и страховым взносам единовременно за все периоды до конца года (однако в случае, если суммы НДФЛ или страховых взносов превысят ранее заявленные прогнозные значения, потребуется отправить уточненные уведомления).
- Внесены предложения по вопросам предоставления налогоплательщикам отсрочки (рассрочки и инвестиционного налогового кредита), в частности:
- лицам, занятым сезонными видами деятельности — как тем, чья деятельность останавливается в силу природных и климатических условий, так и тем, чьи масштабы деятельности снижаются более чем на 50% в силу природных климатических условий, а также падения спроса — предоставить право на применение отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей;
- оптимизировать количество документов, представляемых для целей получения отсрочки или рассрочки — в частности, из этого списка планируется исключить банковские справки о ежемесячных оборотах и остатках денежных средств;
- предельно возможный срок инвестиционного налогового кредита увеличить с 5 до 10 лет.
- Внесены предложения по совершенствованию института налогового мониторинга:
- должностные лица налоговых органов получат право осмотра территорий и помещений, выемки документов и предметов у лица, находящегося на налоговом мониторинге, при выявлении фактов нарушений законодательства;
- кандидат в налоговый мониторинг более не должен будет соответствовать одновременно 3 критериям (по объему выручки, балансовой величине активов, размеру уплаченных налогов) — достаточно будет соответствовать одному из них;
- в число оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга будут включены случаи систематического нарушения порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам организации, а также несоответствия регламента информационного взаимодействия организации, ее информационных систем и ее системы внутреннего контроля установленным требованиям;
- вводится положение о том, что срок проведения налогового мониторинга организации не прерывается при ее реорганизации, если ее правопреемник также вступит в налоговый мониторинг (на данный момент реорганизация является основанием для досрочного прекращения мониторинга).
- Налоговые органы смогут аннулировать банковские гарантии в случае их неиспользования. Также предложено запретить при получении отсрочки/рассрочки предоставлять банковскую гарантию на бумажном носителе.
- Будут дополнены нормы, касающиеся исправления ошибок прошлых периодов в текущем периоде. В частности, предлагается законодательно закрепить запрет на исправление ошибок прошлых периодов в текущем периоде, если с тех пор ставка налога увеличилась.
Налог на добавленную стоимость
- Российских налогоплательщиков — арендодателей предлагается обязать исчислять НДС при сдаче в аренду майнинговой инфраструктуры, а также при предоставлении в режиме реального времени вычислительной мощности для майнинга.
- Для налогоплательщиков, осуществляющих добычу драгметаллов, планируется установить нулевой НДС при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгметаллы, аффинажным организациям.
Налог на прибыль организаций
- Из перечня имущества, не подлежащего амортизации, предлагается исключить имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, учитывая, что расходы, осуществленные за счет таких бюджетных средств, не учитываются при формировании первоначальной стоимости такого основного средства.
- Предлагается ввести дополнительное условие для применения повышающего коэффициента к расходам на приобретение по лицензионным и сублицензионным соглашениям прав на использование программ для ЭВМ, баз данных, программно-аппаратных комплексов: лицензионные (сублицензионные) договоры не должны допускать возможность передачи соответствующего права третьим лицам. Иными словами, если права куплены для последующей перепродажи, коэффициент нельзя будет применять.
- Действие 50-процентного ограничения на уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков прошлых лет планируется продлить до 2030 года. Согласно текущей редакции НК РФ, это ограничение действует до 31 декабря 2026 года.
- При соответствии основаниям, указанным в ст. 266 НК РФ, предлагается признавать безнадежными долгами приобретенные по номиналу новым гарантирующим поставщиком и являющиеся условием осуществления его деятельности права требования к предыдущему гарантирующему поставщику, а также приобретенные банками и коллекторскими организациями права требований по кредитам. Это позволит при формировании базы по налогу на прибыль учитывать в текущих расходах права требования по непогашенной кредиторской задолженности, выкупленные по номиналу новым гарантирующим поставщиком. Сейчас нельзя признавать безнадежной задолженность, право требования которой налогоплательщик (кроме банков) приобрел.
- Применять федеральный инвестиционный налоговый вычет сможет любое лицо, входящее в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли. Сейчас круг организаций, деятельность которых дает право на применение вычета, сильно ограничен. Внесение изменений снимет вопрос о том, можно ли передавать вычет внутри группы, если компания, которая его получит, ведет деятельность в отрасли, для которой вычет не положен.
Налог на доходы физических лиц и страховые взносы
- В перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, предлагается включить:
- возмещение виновным лицом стоимости утраченного имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- предоставление работнику полиса ОМС, требуемого для въезда и пребывания на территориях иностранных государств в период служебной командировки, либо компенсация его стоимости.
- Планируется отменить освобождение от НДФЛ доходов, полученных от продажи иностранных акций, а также доходов, полученных при выходе из организации и погашении акций, даже если срок владения ими превышает 5 лет.
- Предложен порядок определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества для случаев, когда доля участия приобретена налогоплательщиком — физическим лицом в результате реорганизации другой организации (в соответствии с нормами п. 4-6 ст. 277 НК РФ).
- Требование самостоятельно декларировать и уплачивать НДФЛ планируется распространить на случаи частичного неудержания НДФЛ налоговым агентом.
- Букмекерские конторы и тотализаторы предлагается наделить обязанностями налоговых агентов. Они будут обязаны исчислять НДФЛ с каждой суммы выигрыша, вне зависимости от его размера.
- Предложено закрепить момент начала применения ИТ-компаниями и организациями радиоэлектронной промышленности единых пониженных тарифов на страховые взносы — с месяца получения документа о гос. аккредитации ИТ-компании / включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. Сейчас в НК РФ этот вопрос не уточнен, и налогоплательщики руководствуются только разъяснениями Минфина России.
Специальные налоговые режимы
- Переходные положения при переходе с УСН и ЕСХН на ОСНО предложено уточнить в части учета расходов в виде стоимости товаров (имущественных прав), приобретенных и оплаченных не ранее чем за 3 года, предшествующих году перехода, но реализованных после перехода.
- Предлагается разрешить индивидуальным предпринимателям подавать уточненные заявления на получение патента в связи с изменением количества физических показателей (в целях перерасчета суммы налога по патенту).
Акцизы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налог на добычу полезных ископаемых
- Запланирована юридическая и техническая корректировка определения показателей Цнефть и Ц для целей исчисления акцизов и НДД.
- Планируется уточнить формулу расчета цены на российскую нефть. Наименование цены российской нефти предлагается привести в соответствие с изменениями НК РФ с 01.01.2025 (для расчета НДПИ).
- С целью стимулирования инвестиционной активности и разработки новых проектов внесена инициатива по предоставлению налогового вычета по НДПИ в отношении железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов), добытой в Оленегорском районе Мурманской области.
Имущественные налоги (транспортный налог, налог на имущество организаций и земельный налог)
На месяц позже предлагается перенести сроки уплаты налогов и авансов по ним:
- срок уплаты налога — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- срок перечисления авансовых платежей — не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Кроме того, Законопроект содержит предложения по уточнению положений НК РФ в части водного и туристического налога, а также государственной пошлины.
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения