Обзор изменений законодательства:

Порядок совершения сделок в отношении активов с «недружественными лицами»

30 мая 2023

В 2022-2023 годах появился ряд норм, связанных с введением специальных экономических мер в отношении «недружественных лиц». Эти нормы, преимущественно закрепленные в указах Президента РФ, устанавливают специальные правила совершения сделок либо запрещают их совершение.

Далее будут кратко рассмотрены наиболее существенные нормативные акты, регулирующие:

  • совершение сделок с участием «недружественных лиц» в отношении недвижимости, акций, долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (далее — «ООО»);
  • выплату дивидендов акционерными обществами (далее — «АО») и прибыли в ООО в пользу акционеров/участников — «недружественных лиц».
  1. Статус Правительственной комиссии

Основным органом по рассмотрению заявлений, касающихся выдачи разрешений на совершение сделок с «недружественными лицами», является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — «ПравКомиссия»).

ПравКомиссия образована в соответствии с Законом о стратегических предприятиях[1] (http://government.ru/department/560/about/) и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510. В этом Положении закреплены задачи, полномочия, порядок проведения заседаний, порядок принятия решений и др.

ПравКомиссия согласовывает совершение тех или иных сделок, для которых установлена необходимость согласования, а также принимает иные решения. Сделки, подлежащие согласованию, можно условно разделить на 2 группы: сделки, касающиеся стратегических предприятий, и сделки, совершаемые «недружественными лицами».

  1. Сделки, подлежащие согласованию в ПравКомиссии

Порядок выдачи разрешений ПравКомиссией и перечень сделок, в отношении которых необходимо получить разрешение ПравКомиссии, закреплен в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 (в редакции от 18.03.2023) (далее — «Постановление № 295»).

Среди прочих, в ПравКомиссии необходимо согласовывать сделки (операции) между резидентами и «недружественными лицами», влекущие за собой:

  • возникновение права собственности на ценные бумаги, в т.ч. акции (Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81), но:

специальные случаи в отношении ряда сделок с ценными бумагами сформулированы также в Указе Президента РФ от 03.03.2023 № 138, который не будет рассматриваться в данном обзоре;

  • возникновение права собственности на недвижимое имущество (Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81);
  • прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО, либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности (Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618).

Важно отметить, что для сделок с долями в уставных капиталах ООО также нужно получать разрешение ПравКомиссии, если они совершаются между лицами «недружественных государств», или между лицами «недружественных государств» и иностранными лицами «дружественных государств».

Предусмотрен ряд исключений, когда разрешение ПравКомиссии не нужно (Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254). Например:

  • на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами «недружественных государств»;
  • на безвозмездные сделки, которые влекут за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество и стороной которых являются граждане «недружественных государств», если указанные сделки совершаются между супругами или близкими родственниками.

Ряд сделок запрещен, поэтому для них ПравКомиссия не выдает разрешения. Например, к таким сделкам отнесены сделки с акциями АО, включенных в перечень стратегических предприятий, ряда банков и др. (Указ Президента РФ от 05.08.2022 № 520). Сделки (операции), на совершение которых в соответствии с Указом № 520 установлен запрет, могут быть совершены только на основании специального решения Президента РФ (Указ Президента РФ от 05.08.2022 № 520, Письмо Минфина России от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138).

К «недружественным лицам», как правило, относятся:

  • иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия (перечень таких государств утвержден в Распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р);
  • лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

В ряде указов Президента РФ из понятия «недружественные лица» делаются некоторые изъятия или уточнения. Например, для целей совершения сделок (операций) с акциями, долями в ООО и недвижимостью не являются «недружественными» лица, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц, если информация об их контроле раскрыта налоговым органам (п. 4 Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618, п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95), а также в некоторых иных случаях.

Лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в ст. 5 Закона о стратегических предприятиях (Постановление № 295). В частности, к признакам контроля относятся: наличие права распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), осуществление полномочий управляющей компании контролируемого лица и др.

При получении разрешения ПравКомиссии на совершение сделки понятие «резидент» используется в том же значении, что и в п. 6 ст. 1 Закона о валютном контроле[2] (Постановление № 295). К резидентам отнесены в т.ч. граждане РФ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства и др.

[1] Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

[2] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

  1. Порядок получения разрешения на совершение сделки в ПравКомиссии

Выдача разрешений ПравКомиссией осуществляется путем предварительного согласования той или иной сделки. ПравКомиссия при выдаче разрешения может определить срок действия разрешения.

Форма заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) определена ПравКомиссией (выписка из протокола заседания от 19.01.2023 № 127/3). Перечень необходимых приложений зафиксирован в Постановлении № 295.

ПравКомиссия может принять решение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.

На текущий момент ПравКомиссия приняла несколько разрешений о совершении сделок в отношении неопределенного круга лиц. Например, в отношении допустимости совершения сделок с недвижимостью физическими лицами — «недружественными лицами» (выписка из протокола заседания ПравКомиссии от 17.03.2022 № 12).

ПравКомиссия считает, что при отчуждении «недружественными лицами» акций и долей в российских хозяйственных обществах целесообразно устанавливать ряд условий (выписки из протоколов заседания ПравКомиссии от 22.12.2022 № 118/1 и от 02.03.2023 № 143/4), например:

  • наличие независимой оценки рыночной стоимости активов;
  • продажа активов с дисконтом не менее 50% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива;
  • установление ключевых показателей эффективности для новых акционеров (собственников);
  • наличие рассрочки платежа на 1-2 года и (или) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10% от суммы осуществляемой (исполняемой) сделки (операции), при этом:

в отношении некоторых сделок ПравКомиссия считает целесообразным обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере 20% от номинальной стоимости российских ценных бумаг или от суммы осуществляемой сделки — выписка из протокола заседания ПравКомиссии от 24.04.2023 № 157/3;

  • обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10% от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива;
  • обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива, если продажа активов осуществляется с дисконтом более 90% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива.

Отметим, что правовой статус добровольного платежа в федеральный бюджет вызывает много вопросов с точки зрения его квалификации, более того, не урегулированы порядок и сроки осуществления такого платежа.

  1. Выплата дивидендов в АО / распределенной прибыли в ООО «недружественным лицам»

Установлен особый порядок:

  • выплаты акционерным обществом (резидентом) дивидендов акционеру — «недружественному лицу» (Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95, Письмо Банка России от 16.05.2022 № 12-4-2/3652);
  • выплаты обществом с ограниченной ответственностью (резидентом) распределенной прибыли участнику — «недружественному лицу» (Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254).

В целях выплаты дивидендов и распределенной прибыли, «недружественными лицами» не признаются лица, которые находятся либо под контролем «дружественного государства», либо под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право «дружественного государства», если такой контроль установлен до 01.03.2022 (Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254).

Порядок выплаты дивидендов и распределенной прибыли в пользу «недружественных лиц» един и заключается в том, что денежные средства должны быть зачислены на специальный рублевый счет типа «С», режим которого предусматривает использование денежных средств в России на строго ограниченные цели.

Такой порядок распространяется на выплату денежных средства, превышающих 10 млн руб. в календарный месяц (или эквивалент этой суммы в валюте на 1-е число каждого месяца по курсу Банка России).

При этом 10 млн руб. включают совокупный размер всех обязательств, указанных в п. 1 Указа № 95 (обязательств по кредитам, займам, финансовым инструментам), перед всеми иностранными кредиторами в календарный месяц. Если же сумма таких обязательств превышает 10 млн рублей в календарный месяц, исполнение обязательств перед любым иностранным кредитором требует соблюдения Указа № 95, независимо от суммы, которая причитается данному иностранному кредитору (п. 1.1 Официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 № 6-ОР).

Прибыль/дивиденды могут выплачиваться без соблюдения указанного порядка (т.е. не через специальный рублевый счет типа «С»), но для этого необходимо разрешение Банка России (для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций), либо разрешение Минфина России по согласованию с Банком России (в отношении других должников). Обращаем внимание, что в данном случае необходимость получения разрешения непосредственно ПравКомиссии для выплаты прибыли/дивидендов законодательством не установлена.

ПравКомиссия с учетом информации от Минфина России и Банка России отмечает, что разрешение на выплату прибыли (дивидендов), как правило, принимается при соблюдении ряда условий (выписка из протокола заседания ПравКомиссии от 22.12.2022 № 118/1), например:

  • размер выплачиваемой прибыли (дивидендов) составляет не более 50% от размера чистой прибыли за предыдущий год;
  • готовность иностранных участников (акционеров) организации продолжать коммерческую деятельность на территории России;
  • возможность выплаты прибыли (дивидендов) на квартальной основе, при условии выполнения организацией установленных ключевых показателей эффективности.


Узнайте больше о наших услугах в области корпоративного права

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

* * *

Настоящий обзор не представляет собой юридическое заключение или консультацию по рассматриваемым вопросам.