Обзор изменений законодательства:

Особенности уплаты НДС при оказании услуг в электронной форме на территории ЕАЭС

10 июля 2023

26 июня 2023 года Президентом РФ был внесен на рассмотрение Государственной Думы законопроект о ратификации протокола (далее — Протокол), регламентирующего порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме на территории ЕАЭС[1]. Рассмотрим основные положения Протокола.

  1. Дано определение услуг в электронной форме: это услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационные сети (сети электросвязи), включая Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий.

Конкретный перечень услуг утверждается Советом Евразийской экономической комиссии.

К услугам в электронной форме, в частности, не относятся:

а) реализация товаров (работ, услуг), если через информационно-телекоммуникационную сеть производится заказ, но поставка осуществляется помимо нее;

б) реализация (передача прав на использование) программного обеспечения и (или) баз данных на материальных носителях;

в) услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к Интернету.

  1. Согласно Протоколу, место реализации электронных услуг определяется по месту деятельности налогоплательщика-приобретателя[2]. Перечень критериев для определения места деятельности приведен в разделе III приложения к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов «Порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме»[3]. Для организаций это, прежде всего, место государственной регистрации. Для физических лиц, включая ИП — место жительства, местонахождение банка, где открыт счет, используемый для оплаты услуг, сетевой адрес покупателя и т. п.
  2. Предусмотрена обязанность по постановке на учет исполнителя услуг: налогоплательщик, по общему правилу, обязан встать на учет в налоговом органе по месту оказания услуг. Если он не встал на учет, но оказывает услуги в электронной форме организациям и ИП, на приобретателей услуг возлагается обязанность по исчислению и уплате (удержанию) НДС.
  3. Порядок постановки на учет, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты НДС, налоговые льготы, порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, по общему правилу, определяются в соответствии с законодательством по месту реализации услуг.
  4. Налогоплательщик, подлежащий постановке на учет (состоящий на учете) по месту оказания услуг, обязан представлять налоговую декларацию в электронном виде, по форме, установленной местным законодательством (утвержденной компетентным органом).
  5. Налоговый орган вправе истребовать сведения, необходимые для подтверждения места реализации, полноты и своевременности уплаты НДС, а также платежные документы (их копии). Документы подлежат представлению в электронном виде в течение 30 календарных дней с даты, указанной в требовании.

Расширен перечень работ (услуг), связанных с программным обеспечением, которые облагаются НДС по месту деятельности покупателя — резидента ЕАЭС. К работам (услугам) по разработке, адаптации, модификации и сопровождению программного обеспечения добавлены услуги по обслуживанию и доработке. Налогообложение всех указанных работ (услуг) распространяется не только на программы для ЭВМ, как прежде, но и на программы для любых электронных устройств.

НДС при реализации товаров через электронные площадки на территории ЕАЭС и дополнительные вычеты

Правительством РФ опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую ‎Налогового кодекса Российской Федерации»[4], которым предлагается закрепить механизм взимания НДС при трансграничной реализации товаров через электронные торговые площадки.

Согласно законопроекту, если организация или ИП — резиденты иных государств ЕАЭС реализуют товары через электронную торговую площадку российским покупателям — физическим лицам, не являющимся ИП, и эти товары в момент завершения транспортировки (передачи) будут находиться на территории Российской Федерации, на продавцов возлагается обязанность исчислить и уплатить НДС. Если реализация будет происходить с участием российских посредников, исчислять и уплачивать НДС будут посредники как налоговые агенты.

Территория Российской Федерации не признается местом реализации товаров через электронную торговую площадку, если товар в момент завершения его транспортировки (передачи) покупателю — физическому лицу, не являющемуся ИП, находится на территории другой страны ЕАЭС[5]. Такая реализация не будет облагаться НДС в России.

Одновременно российские налогоплательщики получают право на вычет «входящего» НДС[6]. Законопроект вводит механизм налогового стимулирования российских продавцов, близкий к стимулированию экспорта: продавец фактически не уплачивает НДС при реализации товара за пределы РФ (при наличии документального подтверждения экспорта предусмотрена нулевая ставка), но при этом он вправе заявить к вычету НДС, предъявленный при приобретении им товара.

Законопроект предусматривает и вычет сумм НДС, уплаченных российскими организациями и ИП из собственных средств в бюджеты других стран ЕАЭС при продаже товаров через Интернет физическим лицам, проживающим в этих государствах.

Если же российский продавец включит в договор или в публичную оферту условие, согласно которому стоимость товара к оплате не включает НДС (который предъявляется дополнительно), он не сможет заявить вычет, так как фактически налог будет уплачен за счет покупателя, а не за счет собственных средств продавца. Чтобы избежать споров с налоговыми органами при получении вычета, рекомендуем указывать в договорах, публичных офертах, первичных и иных документах, что покупатель оплачивает стоимость товара, включая НДС.

Вычет можно заявить по суммам налога, уплаченным в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Он подлежит отражению в декларациях по НДС, представляемых за налоговые периоды 2024 года. Вместе с декларацией потребуется представить отчет об уплаченных суммах НДС и документы, подтверждающие фактическую уплату налога.

Предполагается, что нововведения вступят в силу не ранее 1 января 2024 года.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Законопроект № 388850-8 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме».

[2] Подп. 4 п. 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 в ред. Протокола.

[3] Приложение к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 в ред. Протокола).

[4] URL: regulation.gov.ru

[5] п. 1.1 ст. 147 НК РФ в ред. законопроекта

[6] подп. 5 п. 2 ст. 171 НК РФ в ред. законопроекта