Обзор изменений законодательства:

План действий BEPS: Программа ОЭСР по борьбе с оффшорами

26 октября 2015

В течение последних двух лет мультинациональные корпорации (МНК) и их консультанты наблюдали за разработкой ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) Плана действий из 15 пунктов, направленного на борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS). 5 октября 2015 года ОЭСР выпустила заключительные отчеты, сдержав обещание представить свои рекомендации до конца 2015 года.

Проект BEPS предназначался для того, чтобы МНК имели такую степень определенности, на основании которой они могли бы оценивать применяемые ими методы налогового планирования и планировать дальнейшее управление налоговыми расходами на глобальном уровне. К сожалению, пока страны решают, стоит ли им (и в какой степени) выполнять рекомендации ОЭСР, заветная цель ― добиться согласованности в трактовке налоговым законодательством этих стран используемых международным бизнесом структур — едва ли будет достигнута. Напротив: единственное, в чем МНК, по-видимому, могут быть уверены, ― это то, что в обозримом будущем глобальная налоговая среда будет хаотичной. В связи с этим им не следует полагать, что они будут вести бизнес по-прежнему. Учитывая международные тенденции, МНК должны предпринять шаги, направленные на соответствие своих налоговых структур коммерческим реалиям функционирования бизнеса МНК в глобальном масштабе, а также должны быть готовы стать прозрачными в отношении своих бизнес-структур. В дальнейшем МНК необходимо продолжать отслеживать изменения, предпринимаемые разными государствами по мере выбора и применения тех или иных рекомендаций BEPS.

История вопроса

В последнее время правительства разных стран беспокоятся о сокращении базы налогообложения из-за того, что все больше МНК внедряют стратегии, позволяющие извлечь выгоду из пробелов и различий в налоговых правилах разных стран. Правительства признали, что шаги, предпринятые для устранения двойного налогообложения, являясь благоприятными для трансграничной торговли и инвестиций, могут в то же время способствовать двойному неналогообложению (например, когда вычет в одной стране не облагается налогом как доход в другой юрисдикции). Власти осознают, что в обществе упрочивается мнение о том, что МНК, по сравнению с национальными компаниями, не платят справедливую долю своих налогов, имея возможность использовать законные способы трансграничного планирования. В итоге правительства стран большой двадцатки (G20) обратились к ОЭСР с просьбой пересмотреть принципы, на которых зиждется международное налоговое право, и составить рекомендации по корректировке этой системы.

Проект BEPS под эгидой ОЭСР ставил целью помочь государствам обезопасить свои налоговые базы, приняв правила, гарантирующие соответствие налоговой нагрузки на МНК нагрузке в тех странах, где ведется экономическая деятельность, приносящая доход МНК. ОЭСР приступила к разработке единого свода международных налоговых правил на основе консенсуса и в июле 2013 года выпустила План действий из 15 пунктов. Помимо этого, ОЭСР признала, что большинство вопросов, изложенных в Плане, можно решить путем внесения изменений и в национальные налоговые законы, и в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Организация также признала целесообразной разработку многостороннего инструмента для изменения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения в синхронизированном порядке в отношении вопросов BEPS. Такой инструмент был бы эффективнее последовательного пересмотра странами своих налоговых соглашений — процесса, который может растянуться на десятилетия.

Главные принципы проекта BEPS

Каждый План действий имеет дело с конкретным вопросом, и подходы, рекомендуемые для решения каждого вопроса, различаются. Однако в основе всех предложений BEPS лежат три главных принципа:

Согласованность

Согласованность достигается, когда налоговые правила различных юрисдикций обеспечивают обложение налогом дохода, полученного МНК, и МНК не может минимизировать или отменить налог, используя различия в способах классификации странами конкретной суммы. Например, согласованность достигается, когда налогоплательщик получает налоговый вычет в одной стране, и эта сумма облагается налогом как доход в стране получателя.

Сущность

Этот принцип заключается в том, что налогообложение прибыли МНК должно происходить в юрисдикции, где ведется хозяйственная деятельность, генерирующая эту прибыль.

Прозрачность

Данный принцип касается раскрытия налогоплательщиками информации как о том, где ведется их хозяйственная деятельность, так и об их деятельности по налоговому планированию. Прозрачность обеспечит налоговые органы информацией о деятельности МНК, помогая им идентифицировать области риска и действовать целенаправленно при проведении налоговых проверок.

Как ОЭСР справилась с поставленными задачами?

Следует поблагодарить ОЭСР за выпуск рекомендаций в точном соответствии с графиком. Однако в будущем предстоит решить еще одну сложную задачу: не все государства кажутся готовыми к внедрению предложений ОЭСР. Хотя страны согласились, что BEPS, по своему характеру, требует скоординированных ответных действий, одни занимают выжидательную позицию, другие будут придирчиво выбирать те или иные предложения, а третьи пойдут еще дальше, чем предлагает ОЭСР. Следовательно, ее предложения окажут заметное влияние на некоторые области — одной из них являются рекомендации по гибридным трансграничным схемам. Это схемы, призванные позволить МНК требовать налогового вычета в двух различных странах или налогового вычета в одной стране без соответствующей уплаты налога в другой или добиваться многочисленных зачетов в отношении одной и той же суммы уплаченного иностранного налога.

Предложения ОЭСР по борьбе с такими расхождениями продуманы очень хорошо и приведут к обнулению налоговой эффективности гибридного планирования внутри или за пределами страны, выполняющей рекомендации ОЭСР. К таким странам относится, например, Великобритания, объявившая, что будет делать это с 1 января 2017 года. Воспрепятствуют подобным схемам и предложенные изменения Директивы ЕС о дочерних и материнских предприятиях. Однако для достижения более широкой согласованности международного налогового права по таким вопросам, как трансграничное финансовое планирование, необходимо будет предпринять и другие действия. Ведь МНК, развивая свой бизнес, неизбежно будут переходить от подобных трансграничных схем к иным структурам, помогающим управлять своим налоговым бременем.

Осязаемые результаты, по-видимому, принесет и работа ОЭСР в области документации по трансфертному ценообразованию. Продвижение стран в направлении принятия стандартов ОЭСР, касающихся подготовки документации в виде мастер-файла и локальных документов, а также утверждения требований о составлении странового отчета как части документации позволит сделать последнюю более единообразной. Ряд стран уже заявили о переходе на стандарты ОЭСР. Так, Великобритания, Австралия и Нидерланды сообщили, что будут применять стандарты, рекомендованные ОЭСР, за отчетные годы, начинающиеся 1 января 2016 года или позднее. А Китай в проекте документа к обсуждению, недавно выпущенном Государственной налоговой администрацией, предложил пойти даже дальше, чем рекомендует ОЭСР, в отношении разработки требований к документации по специальным вопросам.

Конечным результатом работы ОЭСР в этой области должно стать увеличение доступного налоговым органам объема информации о том, как МНК ведут свой бизнес в международном масштабе и какие цены они устанавливают за операции между аффилированными лицами. Эта информация позволит налоговикам выявлять области потенциального риска в том, как МНК отчитываются о прибыли для целей налогообложения, а также поможет повысить прозрачность, дав налоговым органам более четкое представление о том, как структурированы МНК и где они отчитываются о прибыли для целей налогообложения по всему миру. Учитывая эти требования, МНК должны тщательно рассмотреть свои международные операции и обеспечить соответствие своих методов отражения прибыли для целей налогообложения коммерческим реалиям ведения бизнеса.

Еще одна область, где ОЭСР могла бы добиться определенного успеха, связана с рекомендациями в отношении злоупотребления международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Согласно этим рекомендациям ОЭСР, если МНК имеет холдинговую компанию на территории, не имея на ней фактического присутствия, то МНК не сможет извлекать выгоду от какого бы то ни было условия соглашения об избежании двойного налогообложения данной страны. А поскольку все больше государств принимают рекомендации ОЭСР в отношении злоупотребления международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, МНК придется пересмотреть использование структур холдинговых компаний в юрисдикциях, на территориях которых МНК не имеют присутствия.

Еще одна ключевая задача ОЭСР — достижение согласованности налоговых законов, влияющих на МНК, уже оказалась размытой. Например, Великобритания и Австралия отошли от давно ожидавшегося скоординированного подхода, введя в действие национальные законы еще до того, как ОЭСР завершила свою работу. Принятие Великобританией в начале текущего года законодательных норм о налоге на перемещенную прибыль — DPT (25%-ного налога на прибыль, перемещенную из Великобритании в другие страны), вступивших в силу 1 апреля 2015 года, — яркий пример мер, направленных непосредственно на вывод прибыли из-под налогообложения. Еще один пример национального закона, заведомо лишающего смысла дебаты о размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения, — закон Австралии о противодействии уклонению МНК от уплаты налогов (MAAL). MAAL является целевой мерой, направленной на борьбу с примерно тридцатью иностранными МНК с глобальным оборотом свыше 1 млрд австралийских долларов, подозреваемыми в перемещении прибыли с помощью искусственных структур для избежания налогового присутствия в Австралии.

Как DPT, так и MAAL потенциально могут увеличить риск возникновения споров между налоговыми органами. Действительно, США открыто критикуют DPT и MAAL, считая их скорее политически мотивированными и направленными на получение дохода, чем нацеленными на бóльшую согласованность в международной налоговой системе. Еще один серьезный вопрос, касающийся согласованности, возникает в связи с неопределенностью относительно изменений, которые могут внести США — крупнейшая экономика мира. Министерство финансов США, отвечающее за налоговую политику, без особого энтузиазма относится к вопросу о поддержке предложений BEPS; даже если оно и будет готово поддержать некоторые меры, ввиду тупиковой политической ситуации в Вашингтоне полноценные действия США по плану BEPS могут быть на какое-то время отложены.

Последствия для МНК

Кажется очевидным, что цель согласованности, о которой так много говорят, не будет достигнута. Тем не менее, МНК должны изучить вопрос о влиянии BEPS; им следует пересмотреть свою деятельность, чтобы добиться соответствия своего налогового планирования экономической сущности методов ведения бизнеса. МНК должны быть готовы к реализации мер, направленных на повышение прозрачности их операций и налогового планирования (например, к новым требованиям к документации по трансфертному ценообразованию, включая пострановую отчетность). Кроме того, МНК должны быть осведомлены о вносимых конкретными странами изменениях, которые могут повлиять на схемы налогового планирования, используемые МНК в настоящее время. МНК необходимо начать готовиться к новым реалиям и быть особенно осторожными при учреждении структур, отказ от которых может оказаться затратным, если будущие изменения сделают их неэффективными.

Вывод

Перемены грядут на многих различных фронтах, усложняя налоговое планирование и соблюдение требований законодательства. И поскольку политические процессы в разных странах протекают с различной скоростью, можно ожидать, что МНК, развивая свой бизнес, по-прежнему будут иметь дело с хаотичной средой. Сегодня они более чем когда-либо нуждаются в хороших консультантах, которые помогут пройти через изменения, минимизировать риски и определить законные возможности налоговой экономии. Свяжитесь со своим консультантом из БДО Юникон, чтобы получить дополнительную информацию о том, как рекомендации ОЭСР в отношении плана BEPS могут повлиять на ваш бизнес.