Новое в налоговом законодательстве: кому льготы, а кому ставка 0%
11 марта 2022
Правительство продолжает принимать меры поддержки российского бизнеса и физических лиц. 10 марта 2022 года на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ был внесен очередной пакет законопроектов, предусматривающих преференции и льготы в сфере налогообложения. А уже 11 марта законопроекты были приняты в первом чтении.
Далее расскажем об основных предлагаемых поправках.
Отдельные меры налоговой поддержки
Как следует из пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (об отдельных мерах налоговой поддержки)[1]», проект предусматривает ряд преференций в сфере налогообложения. Некоторые из них мы упоминали в прошлом выпуске. Теперь, когда они включены в законопроект, рассмотрим их более подробно.
Установление налоговой ставки 0% по НДС
Нулевую ставку по НДС предлагается применять:
- в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения (на 5 лет, по 30 июня 2027 года включительно);
- в отношении услуг по предоставлению в аренду, управление, на ином праве объекта туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включенного в реестр (на 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода в эксплуатацию таких объектов). Порядок ведения реестра объектов туристской индустрии, в том числе их включение в реестр и исключение из реестра, будет утверждён Правительством РФ.
Освобождение отдельных видов доходов от уплаты НДФЛ
Предлагается не взимать этот налог со следующих доходов:
- материальной выгоды, полученной в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;
- процентов, полученных в 2021 и 2022 годах году по вкладам (остаткам на счетах) в банках;
- в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных в 2022 году от иностранной организации, при выполнении ряда условий. В частности, такие ценные бумаги должны принадлежать передающей их иностранной организации по состоянию на 1 марта 2022 года, налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление (в произвольной форме) об освобождении таких доходов от налогообложения и др.;
Налог на прибыль организаций
По этому налогу законопроектом предложено:
- временно зафиксировать курс иностранной валюты для расчета «тонкой капитализации». Так, величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, должна будет определяться по курсу, установленному Банком России по состоянию на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, установленный Банком России по состоянию на 1 февраля 2022 года;
- курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, предлагается в 2022 — 2024 годах учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения такой задолженности;
- установить право налогоплательщиков перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Если налогоплательщик переходит на уплату таких платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода 3 месяца, то необходимо уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 апреля 2022 года;
- предусмотреть налоговую ставку в размере 0% для организаций отрасли информационных технологий на 2022 — 2024 годы.
Налог на имущество и транспортный налог
По транспортному налогу с 2022 года предлагается применять повышающий коэффициент только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей (сейчас — 3 млн рублей).
По налогу на имущество организаций предлагается в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, применять в 2023 году для расчета налоговой базы кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2022 г.
Специальные административные районы: новые нормы
Еще один законопроект под названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[2] предлагает ввести меры, которые должны повысить привлекательность специальных административных районов (далее — САР).
В частности, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что для повышения привлекательности САР предлагается усовершенствовать в указанных районах налоговый режим. С этой целью предполагается дать возможность получить статус международной холдинговой компании (далее — МХК) организациям, созданным до 1 января 2020 г., и смягчить требования о неизменности состава контролирующих лиц организаций.
Кроме того, предлагается исключить из налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы МХК от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных предусмотренных такими проектами операций. Эта преференция может быть предоставлена только при соблюдении определённых, оговоренных в законопроекте условий.
[1] №84984-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)
[2] №84923-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)