Обзор изменений законодательства:

Pillar Two: как ОЭСР будет бороться с размыванием налоговой базы

03 февраля 2022

В конце декабря 2021 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила общие правила, призванные помочь 137 юрисдикциям во внедрении в национальное законодательство минимального налога по ставке 15% на отдельные транснациональные корпорации (ТНК) в соответствии с Pillar Two. Проект директивы ЕС по внедрению Pillar Two был представлен 22 декабря.

Цель введения налога ― противодействие глобальному размытию налоговой базы (GloBE). Pillar Two предполагает дополнительное налогообложение прибыли ТНК в случае, если эффективная ставка налога в юрисдикции ее местонахождения ― менее 15%.

Общие правила и проект директивы по внедрению Pillar Two предусматривают следующее.

Применимость к организациям

  1. Правила должны применяться к компаниям ― участницам ТНК с годовой выручкой не менее 750 млн евро на протяжении как минимум двух лет из четырех лет, предшествующих текущему периоду.
  2. Правила не должны применяться к компаниям ― участницам ТНК с выручкой менее 10 млн евро и прибылью менее 1 млн евро в текущем и двух предшествующих периодах (исключение de minimis).
  3. Правила не применяются к правительственным учреждениям, международным и некоммерческим организациям, а также к пенсионным, инвестиционным фондам и фондам недвижимости.

Условия, необходимые для практического применения правил транснациональными корпорациями

ТНК должны предпринять следующие шаги:

  1. установить, применяются ли правила к данной корпорации, и определить перечень компаний – участниц ТНК и юрисдикций их местонахождения;
  2. определить доход (выручку) каждой из компаний – участниц ТНК;
  3. рассчитать налог на доход (прибыль) для каждой компании – участницы ТНК;
  4. если эффективный налог всех компаний – участниц ТНК в одной юрисдикции составляет менее 15%, то будет применяться дополнительный налог;
  5. начислить дополнительный налог соответствующей компании – участнице ТНК.

Налог в сумме, превышающей 15-процентную эффективную ставку, может быть перенесен на будущие периоды.

Специальные правила расчета налоговой базы и суммы дополнительного налога

  1. Для определения выручки (дохода) должна использоваться финансовая отчетность компаний после применения отдельных корректировок для целей налогообложения. В частности, не должны учитываться дивиденды, прирост капитала, не вычитаемые для целей налогообложения расходы, а также доходы от международных перевозок.
  2. При расчете налога, подлежащего уплате компанией – участницей ТНК, необходимо включать в налогооблагаемую базу налог на доход (прибыль), налоги у источника и налоги, уплачиваемые в отношении КИК. Косвенные и зарплатные налоги, а также и налоги на имущество в расчет не включаются.
  3. Временные разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом, не должны учитываться при расчете дополнительного налога. Исключение ― разницы, которые не устраняются в течение 5 лет.
  4. Эффективная ставка налога рассчитывается как отношение суммы налога, подлежащего уплате, к сумме полученного дохода (выручки). Ставка агрегируется по каждой юрисдикции.
  5. Если эффективная ставка налога в юрисдикции меньше 15%, то придется уплачивать дополнительный налог (до достижения эффективной ставки 15%).
  6. При расчете дополнительного налога из агрегированного дохода (выручки) в соответствующей юрисдикции вычитаются две следующие корректировки:
    • корректировка в размере 5% фонда заработной платы;
    • корректировка в размере 5% балансовой стоимости материальных активов.
  7. По общему правилу дополнительный налог подлежит уплате компанией, непосредственно владеющей долями (акциями) компаний в юрисдикции с низкой эффективной ставкой налога (правила включения дохода, или income inclusion rules ― IIR). При этом какая-либо остаточная сумма налога подлежит уплате в низконалоговой юрисдикции (правило низких налоговых платежей, или under-taxed payments rules ― UTPR).
  8. Правила Pillar Two предусматривают введение стандартизированной информационной отчетности, подаваемой ТНК в каждой юрисдикции, в которой будут содержаться данные налоговых расчетов корпорации.

Ближайшие перспективы и планы ОЭСР

В начале 2022 года ОСЭР планирует выпустить более детальные комментарии по вопросам применения правил Pillar Two для целей их внедрения в национальное законодательство стран по всему миру.

Очевидно, что практическое внедрение правил займет определенное время. Мы рекомендуем заранее проанализировать экономические последствия такого внедрения в отношении как иностранных компаний, так и российских: правила могут серьезно повлиять на порядок применения налоговых льгот для ИТ-компаний, а также для участников СПИК и ОЭЗ/ТОСЭР в Российской Федерации.

Специалисты Юникона будут рады помочь вам оценить влияние правил Pillar Two на налогообложение вашей группы компаний.

Узнайте больше о наших услугах в области международного налогообложения

Отправить запрос