Обзор изменений законодательства:

Налоговые изменения для ИТ-компаний

31 июля 2020

31 июля 2020 года Президент Российской Федерации подписал закон, предусматривающий изменения для ИТ-компаний в части налогообложения налогом на прибыль, НДС и обложения страховыми взносами.

Напомним, что Президент РФ в своем обращении от 23.06.2020 «К гражданам России» указал, что для ИТ-компаний возможно бессрочное снижение ставки страховых взносов до 7,6% и ставки по налогу на прибыль до 3% (против текущих 20%).

Узнайте больше о наших услугах в области налогового консультирования

Суть поправок состоит в следующем

Налог на прибыль

Налоговая ставка составит:

  • 3% (федеральный бюджет)
  • 0% (бюджет субъекта Российской Федерации)

Возможность применить такую ставку предусмотрена для российских организаций, которые:

  • осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
  • и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ.

Кроме того, для применения пониженной ставки необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий[1];
  • доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ[2], от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ[3], а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ[4]по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период[5];
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Если указанные условия нарушаются, налогоплательщик лишается права применять указанные налоговые ставки с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям либо он лишен государственной аккредитации.

Кроме того, на аналогичную ставку по налогу на прибыль могут рассчитывать российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, для чего они должны одновременно выполнять следующие условия:

  • организация должна быть включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% суммы всех доходов организации за отчетный (налоговый) период;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Если налогоплательщиком не будут выполнены указанные выше условия, он лишается права применять пониженные налоговые ставки с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям либо он лишен государственной аккредитации.

Кроме того, будет отменена налоговая льгота, установленная пунктом 6 статьи 259 НК РФ, предусматривающая возможность единовременно, а не постепенно через амортизационные отчисления, учитывать расходы на покупку электронно-вычислительной техники.

Страховые взносы

Законопроектом также предполагается установить пониженные тарифы страховых взносов (в совокупности должны составить 7,6%), на которые могут претендовать российские компании, которые:

  • осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
  • и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных;
  • осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Устанавливаются следующие требования к доле доходов, дающей право на применение указанных пониженных тарифов. В частности, доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных[6], от оказания услуг[7] по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных[8], а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав на использование программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет))[9], составляет не менее 90% от суммы всех доходов организации.

Аналогичные условия предусмотрены для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполнит хотя бы одно условие, установленное НК РФ, а также в случае исключения ее из соответствующего реестра такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или произошло исключение из указанного реестра.

НДС

От обложения НДС будут освобождены операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Освобождение от уплаты НДС не будет применяться, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

При этом от обложения НДС, как и сейчас, будет освобождена реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Нужно учитывать, что организации не смогут отказаться от освобождения обложения таких операций НДС. Для российских ИТ-компаний это означает, что вычет «входного» НДС по таким операциям будет невозможен.

Указанные положения законопроекта вызывают ряд вопросов, в том числе:

  1. На сегодняшний день действуют Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств ― членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации[10]. Однако эти правила разработаны с целью недопуска программного обеспечения иностранного происхождения к участию в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и в случае их применения для рассматриваемых целей они требуют доработки.
  2. Законопроект не предусматривает переходных положений для ситуаций, когда реализация программного обеспечения начнет облагаться НДС по ставке 20%, в том числе в части вопросов о порядке обложения НДС:
  • лицензионных платежей, которые оплачиваются с определенной периодичностью (месяц, квартал и т. п.) в 2020 и 2021 годах;
  • лицензионных платежей за пользование продуктом, уплаченных в 2020 году за право использовать его в 2021 году, и др.

Таким образом, полагаем, что в части корректировки положений об освобождении от обложения НДС операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных законопроект не решает многих возникающих в связи с обновлениями в законодательстве вопросов и требует уточнений, а также соответствующих разъяснений от финансовых и налоговых органов.

Положения о налоговом резидентстве

В законопроекте содержатся положения о том, что физическое лицо, фактически находящееся в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года[11], признается налоговым резидентом в налоговом периоде 2020 года в случае представления таким физическим лицом в налоговый орган по месту жительства (в налоговый орган по месту пребывания, если место жительства отсутствует, либо в налоговый орган по месту постановки на учет, если нет места жительства и места пребывания и лицо не является ИП) заявления, составленного в произвольной форме, в котором указаны:

  • фамилия, имя, отчество (при его наличии);
  • ИНН.

Заявление нужно представить не позднее 30 апреля 2021 года (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Представляется, что указанные поправки обусловлены ограничениями выезда из Российской Федерации и других стран (или въезда в них) в связи с распространением коронавирусной инфекции и направлены на защиту интересов физических лиц, которые не смогли своевременно вернуться в Российскую Федерацию. При этом возможности отказаться от статуса российского налогового резидента при невозможности покинуть Российскую Федерацию не предусмотрено. Кроме того, нужно учитывать, что другие государства могут установить иные правила признания физических лиц резидентами, что создаст сложности при определении места налогового резидентства.

Мы рекомендуем учитывать это при добровольном признании российского налогового резидентства, а также принимать во внимание ряд связанных с этим обязанностей и последствий (например, обязанность подавать уведомление об участии в иностранных компаниях, уведомление о контролируемых иностранных компаниях, применение положений об обложении дохода КИК и др.).


[1] В порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

[2] Баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав на использование указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

[3] Баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

[4] Баз данных (за исключением доходов от предоставления прав на использование программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

[5] Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 НК РФ, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, указанных в абзаце четвертом пункта 1 статьи 284 НК РФ.

[6] Передачи исключительных прав на разработанные организацией программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав на использование указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

[7] Выполнения работ.

[8] Программных средств и информационных продуктов вычислительной техники.

[9] Если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки по итогам отчетного (расчетного) периода.

[10] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[11] Как правило, для признания налоговым резидентом необходимо находиться в Российской Федерации 183 календарных дня подряд в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).