Обзор изменений законодательства:

Изменения налогового законодательства РФ

21 октября 2019

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены значительные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации. Большая часть поправок вступила в силу 29 сентября 2019 года, за исключением отдельных положений, на что будет указано отдельно.

В настоящем обзоре мы рассмотрим ключевые нововведения.

Изменения в части налогового администрирования

1. Обязанность для организаций сообщать об объектах налогообложения

С 1 января 2021 года у организаций, которые обязаны уплачивать земельный и транспортный налог, появится новая обязанность. Если такой налогоплательщик не получит от налогового органа сообщение об исчисленных суммах налога в отношении имеющихся у него транспортных средствах или земельных участках, то он будет обязан уведомить об их наличии налоговый орган.

Дело в том, что начиная с 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать и, соответственно, самостоятельно рассчитывать транспортный и земельный налог, поскольку за них это будет делать налоговый орган. Неудивительно, что в такой ситуации у налогоплательщиков появилась новая обязанность: уведомить налоговый орган о наличии у них имущества, в отношении которого суммы налога не были исчислены. За нарушение этой обязанности предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

2. Изменения в порядке общения налогоплательщиков и налоговых органов

С 1 апреля 2020 года налоговые органы получают право информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Общаться таким образом с налогоплательщиками налоговым органам разрешили не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия налогоплательщиков на такое информирование в письменной форме.

Кроме того, налогоплательщики – физические лица получили право предоставлять и получать от налоговых органов документы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Днем представления документов в этом случае считается дата их приема МФЦ. При этом налогоплательщику - физическому лицу в МФЦ выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

3. Изменения для контролируемых иностранных компаний

С 29 сентября 2019 года доходы контролируемых иностранных организаций (КИК), получаемые от российских организаций и облагаемые налогом у источника при их выплате, не учитываются при налогообложении прибыли КИК, если у контролирующего лица КИК есть фактическое право на такой доход. Это правило действует:

  • в отношении дивидендов, процентов, роялти и других доходов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ;
  • в отношении прибыли, полученной с 2018 года.

4. Ограничения в части зачета или возврата переплаты по налогам будут сняты

С 1 октября 2020 года будет отменено ограничение, предусматривающее, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ). Соответственно, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, будет возможен только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

5. Трансфертное ценообразование (ТЦО)

С 1 января 2020 года дополнены перечни:

  • функций, учитываемых для целей анализа сопоставимости условий сделки, функцией по разработке и поддержанию в силе, защите и использованию нематериальных активов, контролю за выполнением данных функций (пункт 6 статьи 105.5 НК РФ);
  • рисков, учитываемых при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок, в том числе риском потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки; риском, связанным с разработкой, совершенствованием, поддержанием в силе, защитой и использованием нематериальных активов (подп. 11 и 12 п. 7 ст. 105.5 НК РФ).

Кроме того, регламентирован новый порядок анализа биржевых котировок. При применении метода сравнения рыночных цен будут анализироваться биржевые котировки в совершенных сделках «в аналогичный период времени в сопоставимых условиях», но не котировки в зарегистрированных сделках (ст. 105.9 НК РФ).

6. Взаимосогласительные процедуры в соответствии с международными договорами по вопросам налогообложения

НК РФ дополнен главой 20.3 «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения». Под взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Узнайте больше о наших услугах в области налогового консультирования

Порядок проведения взаимосогласительной процедуры определяется положениями соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Порядок и сроки представления заявления о проведении взаимосогласительной процедуры, а также порядок и сроки рассмотрения указанного заявления определяются Минфином России с учетом положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

Восстановление НДС правопреемниками

С 1 января 2020 года при реорганизации организации суммы НДС, принятые организацией к вычету, подлежат восстановлению правопреемником такой организации в следующих случаях:·         при применении правопреемником общего режима налогообложения либо при переходе правопреемника на специальный налоговый режим по отдельным видам предпринимательской деятельности с одновременным применением общего режима налогообложения по другим видам деятельности;

  • при переходе правопреемника на специальные налоговые режимы;
  • при переходе правопреемника, являющегося вновь созданным юридическим лицом в результате реорганизации юридического лица, на специальный налоговый режим;
  • при применении правопреемником, образовавшимся в результате реорганизации организации путем присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, специального налогового режима на момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2020 года:

  • сокращены сроки предоставления в налоговые органы расчета по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ; их нужно будет предоставлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (сейчас – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
  • расчеты по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ, как и сейчас, нужно будет предоставлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек (по действующей сейчас редакции — 25 человек) налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях;
  • организация, которая расположена в одном муниципальном образовании вместе с несколькими обособленными подразделениями либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, может предоставлять 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу;
  • Справка по форме 2-НДФЛ за 2021 год и последующие налоговые периоды будет представляться налоговыми агентами в составе расчета по форме 6-НДФЛ.

Налог на прибыль

С 1 января 2020 года:

  • амортизируемым имуществом признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей;
  • не будет действовать положение о том, что срок полезного использования основного средства продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации;
  • налогоплательщик будет вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет;
  • до конца 2021 года продлены ограничения в части учета накопленного убытка в счет прибыли текущего периода не более чем на 50%;
  • согласно действующим сейчас правилам в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. Будет установлено, что эти положения не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2020 года:

  • объектом налогообложения будет недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется по кадастровой стоимости (то есть не будет иметь значения, учитывает ли организация такое имущество как основное средство). Согласно текущим разъяснениям Минфина России, по общему правилу имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (Письмо Минфина России от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582);
  • скорректирован перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости, который теперь по сути стал «открытым» (указано, что это иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренные в подпунктах 1—3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России, субъект Российской Федерации при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества вправе самостоятельно определять те виды объектов недвижимого имущества, которые будут подлежать налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости начиная с 1 января 2020 года. При этом к указанным выше видам объектов недвижимого имущества с учетом положений главы 32 НК РФ могут относиться: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т. п.) (Письмо ФНС России от 03.10.2019 № БС-4-21/20087@, письмо Минфина России от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869).

Транспортный налог

С 1 января 2021 года субъекты Российской Федерации утрачивают право устанавливать сроки уплаты транспортного налога (ст. 356 НК РФ). Согласно поправкам, налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Изменения будут применяться начиная с уплаты транспортного налога за налоговый период 2020 года.


Специалисты АО «БДО Юникон» всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также поддержку в их применении на практике.