Обзор нормативных актов, разъяснений и писем Минфина РФ по РСБУ за I квартал 2025 года
03 апреля 2025
Минфин России сообщает, что в результате принятия Закона № 481-ФЗ[1] расширено содержание государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО), в частности, по каждому юридическому лицу накапливается следующая информация:
а) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней (если эта отчетность подлежит обязательному аудиту);
б) аудиторское заключение о годовой консолидированной финансовой отчетности (годовой финансовой отчетности организации, не создающей группу), включающее саму эту отчетность (если юридическое лицо обязано составлять такую отчетность и проводить ее аудит);
в) аудиторское заключение о промежуточной консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие отчетного года (промежуточной финансовой отчетности за первое полугодие отчетного года организации, не создающей группу), включающее саму эту отчетность, либо заключение по результатам обзорной проверки промежуточной финансовой информации в отношении данной отчетности, включающее саму эту отчетность за первое полугодие отчетного года (если юридическое лицо обязано составлять такую отчетность и проводить аудит/обзорную проверку ее)[2].
Ниже указаны основные новации Закона № 481-ФЗ.
Таблица 1
Суть новации | Ее содержание |
Уточнено определение ГИРБО | Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, а также аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности, заключений, составляемых по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо обзорной проверке. |
Определен порядок представления в ГИРБО аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности (заключений) | Аудиторское заключение (заключение) представляется в налоговый орган по месту нахождения аудиторской организации, выпустившей это аудиторское заключение (заключение). Порядок представления аудиторского заключения (заключения) утверждается ФНС России. В отношении годовой консолидированной финансовой отчетности аудиторские заключения должны быть представлены аудиторскими организациями в налоговые органы начиная с аудиторских заключений о годовой консолидированной финансовой отчетности за 2025 год. В отношении промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудиторские заключения (заключения) впервые должны поступить в налоговые органы начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за 2026 год. |
Определен порядок доступа к аудиторским заключениям | Доступ обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России) в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Банком России. |
В соответствии с планом работы экспертной группы в 2025 году планируется проведение следующих мероприятий в области бухгалтерского учета:
- Выявление проблемных вопросов, возникающих при ведении бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и требующих решения.
- Анализ и обобщение практики применения Закона № 402-ФЗ[3] и иных нормативных правовых актов по вопросам ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
- Анализ реализации государственной политики в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
- Анализ проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета в части требований к субъектам малого предпринимательства.
- Экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в части вопросов, относящихся к компетенции экспертной группы.
- Мониторинг реализации решений экспертной группы.
- Участие в общественных обсуждениях, инициативах и решениях Минфина России.
- Рассмотрение организационных вопросов работы экспертной группы.
В соответствии с Регламентом, утвержденным Советом по стандартам бухгалтерского учета, по состоянию на 7 февраля 2025 года был одобрен проект новой редакции программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022-2026 годы. Данная программа рекомендована Минфину России для утверждения. С проектом можно ознакомиться по ссылке.
В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2024 № 3386-р, Минфин России утвердил план мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года.
В частности, для развития системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования планируются следующие мероприятия:
- завершение принятия базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета;
- разработка методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
- разработка документа, определяющего концептуальные основы бухгалтерского учета;
- обеспечение признания Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации.
В Методических материалах, опубликованных на основании Решения Комитета по стандартизации и методологии учета и отчетности СРО ААС от 19.02.2025, рассмотрен порядок учета эффекта от повышения базовой ставки налога на прибыль организаций с 20 до 25% с 1 января 2025 года в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год.
Так, СРО ААС отмечает, что эффект от пересчета отложенных налоговых активов и обязательств необходимо отразить в отчетности за 2024 год:
- в ОФР по тем отложенным налоговым активам и обязательствам, которые ранее возникли по операциям, ранее включенным в бухгалтерскую прибыль (убыток) (строка 2412 ОФР);
- в составе капитала по тем отложенным налоговым активам и обязательствам, которые ранее возникли по операциям, не включенным в чистую прибыль (убыток) (строка 2530 ОФР).
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах отдельно раскрывается отложенный налог на прибыль, обусловленный изменениями правил налогообложения, изменениями применяемых налоговых ставок (п. 25 ПБУ 18/02)[4].
12 марта 2025 года состоялось заочное заседание Совета по стандартам бухгалтерского учета, созданного в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Совет утвердил заключение по результатам экспертизы проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Доходы».
В частности, 12 марта 2025 года Совет по стандартам бухгалтерского учета рекомендовал принять к утверждению федеральный стандарт бухгалтерского учета «Доходы». С обновленной информацией о ходе проведения экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета можно ознакомиться по ссылке.
Письма Минфина РФ по вопросам бухгалтерского учета, опубликованные в I квартале 2025 года
Вопрос | Письма Минфина России (дата и номер) |
Отдельные вопросы применения федеральных стандартов бухгалтерского учета | |
О применении федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета | КонсультантПлюс: от 18.10.2024 № 07-01-09/101262 |
О подписании аудиторского заключения электронной подписью
| КонсультантПлюс: от 22.10.2024 № 07-02-11/102379 |
О принятии организацией имущества к бухучету | КонсультантПлюс: от 28.10.2024 № 07-01-09/104858 |
Об определении сроков полезного использования объектов ОС и НМА и способах начисления амортизации по ним в целях бухучета | КонсультантПлюс: от 22.11.2024 № 07-01-09/116639 |
Первичные учетные документы | |
О документальном подтверждении расходов для целей налогообложения прибыли | КонсультантПлюс: от 20.01.2025 № 03-03-06/1/3562 ГАРАНТ: от 20.01.2025 № 03-03-06/1/3562 |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность | |
О вопросах по законопроекту, регулирующему представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО | КонсультантПлюс: от 18.10.2024 № 07-04-09/101563 |
Об основании для ограничения доступа организации к информации, содержащейся вгосударственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности | КонсультантПлюс: от 15.11.2024 № 07-04-09/113314 |
Бухгалтерский учет углеродных единиц | |
О бухучете объектов, связанных с обращением углеродных единиц и единиц выполнения квоты выбросов парниковых газов, а также раскрытии информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности | КонсультантПлюс: от 30.09.2024 № 07-01-09/94149 |
Бухгалтерский учет запасов (ФСБУ 5/2019 «Запасы») | |
О формировании в бухучете информации о запасах некоммерческой организации | КонсультантПлюс: от 01.11.2024 № 07-01-09/107420 |
Бухгалтерский учет основных средств (ФСБУ 6/2020 «Основные средства») | |
О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, полученного по концессионному соглашению | КонсультантПлюс: от 15.11.2024 № 03-05-05-01/113294 |
О формировании в бухучете информации об ОС организаций и применении федеральных стандартов бухгалтерского учета | КонсультантПлюс: от 03.12.2024 № 07-01-09/121551 |
О направлении позиции | КонсультантПлюс от 14.02.2025 № ЕГ-2286/07 ГАРАНТ: от 14.02.2025 № ЕГ-2286/07 |
Бухгалтерский учет доходов (ПБУ 9/99 «Доходы организации») | |
Об отражении в бухучете выручки от продажи продукции, а также создании оценочного обязательства на величину дополнительно полученного дохода в целях налога на прибыль | КонсультантПлюс: от 24.10.2024 № 07-01-09/103511 |
Бухгалтерский учет нематериальных активов (ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы») | |
Об определении в целях бухучета инвентарного объекта НМА | КонсультантПлюс: от 05.11.2024 № 07-01-10/108421 |
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02)».
[3] Федеральный закон от 26.12.2024 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] От этой обязанности освобождены аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги в отношении консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности организации, не создающей группу), не подлежащей раскрытию в связи с тем, что в ней не может быть выделена часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну (ч. 8 ст. 7 Закона № 208-ФЗ).