Новости РСБУ:

Краткий анализ ключевых положений Рекомендаций Минфина России аудиторам от 06.02.2015

18 февраля 2015

6 февраля 2015 года Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 06.02.2015 № 07-04-06/5027) (далее — Рекомендации, Рекомендации Минфина РФ аудиторским организациям).

Настоящий бюллетень содержит краткий анализ ключевых вопросов, рассмотренных в Рекомендациях Минфина РФ аудиторским организациям, на которые необходимо обратить внимание.

Раздел «Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности»

Признание скидок при продаже и при отражении расходов

В своих Рекомендациях Минфин России в очередной раз рассмотрел вопрос учета и отражения в бухгалтерской отчетности скидок, обратив внимание на то, что выручка и расходы признаются с учетом скидок независимо от формы их предоставления. В качестве исключения приводится случай невключения скидок в состав расходов, когда покупатель (заказчик) не способен (или не намерен) соблюдать условия получения скидок.

Оценка задолженности по коммерческим кредитам

При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Пункт 6.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

Минфин России обращает внимание на учет и отражение процентов по коммерческим кредитам и напоминает, что такие проценты необходимо учитывать и отражать согласно требованиям ПБУ 15/20081. Согласно пунктам 4 и 7 ПБУ 15/2008, расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) и признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Как мы понимаем, целью данной рекомендации Минфина России является разрешение существующего противоречия между пунктом 6.2 ПБУ 10/992 и пунктами 4 и 7 ПБУ 15/2008 в пользу норм ПБУ 15/2008.

Раскрытие информации о предоставленных займах, квалифицируемых как денежные эквиваленты

В Рекомендациях Минфина РФ аудиторским организациям разъясняется, что займы, срок и порядок возврата которых возможны по первому требованию, квалифицируются как денежные эквиваленты. В свою очередь, информация о таком предоставленном займе отражается в бухгалтерском балансе как показатель, детализирующий данные группы статей «Денежные средства и денежные эквиваленты».

Раскрытие информации об инвестициях, уплаченных/полученных в связи с увеличением уставного капитала

Для целей ПБУ 19/02 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

Регулирующий орган указывает, что денежные средства, перечисленные хозяйствующим субъектом в счет вклада в уставный капитал другой организации, до государственной регистрации изменений в учредительных документах необходимо отражать в составе финансовых вложений.

В свою очередь, инвестиции, полученные от учредителей в счет увеличения уставного капитала, в бухгалтерском учете получающей организации рекомендуется отражать в разделе «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса (до регистрации соответствующих изменений в учредительных документах).

Следует отметить, что нормативных обоснований для отражения инвестиций в счет увеличения уставного капитала в составе раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса у принимающей стороны явно не хватает. Рекомендации Минфина России аудиторским организациям позволят отчасти заполнить этот пробел, став дополнительным аргументом в пользу отражения вкладов участников в составе капитала до момента внесения изменений в учредительные документы.

Отражение средств на счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций

В условиях экономического кризиса вопрос банкротства банков становиться все актуальнее. В этой связи Минфин России напомнил, каким образом необходимо учитывать в бухгалтерском учете и отражать в бухгалтерской отчетности денежные средства, оставшиеся на расчетном счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Так, по мнению регулирующего органа, до момента подачи заявления хозяйствующим субъектом о закрытии расчетного счета указанные средства отражаются на счете 55 «Специальные счета в банках», а после подачи заявления — на счете 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». В бухгалтерском балансе Минфин России рекомендует отражать указанные средства отдельной статьей «Средства на счетах, операции по которым прекращены» в разделе «Оборотные активы».

Раскрытие некоммерческими организациями информации о доходах и расходах от приносящей доход деятельности

Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что общий подход к составу бухгалтерской отчетности — это подход, при котором организация обязана составлять полный комплект отчетных форм. НКО вправе придерживаться этого общего подхода с учетом специальных требований, описанных в пункте 2 статьи 14 Закона 402-ФЗ, а именно составлять бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. До настоящего момента существовала неопределенность относительно представления информации о доходах и расходах от коммерческой деятельности некоммерческими организациями.

Рекомендации Минфина РФ аудиторским организациям данную неопределенность сняли, разъяснив, что указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах.

При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Пункт 6.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Для целей ПБУ 19/02 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

Признание выручки и расходов по договору строительного подряда способом «по мере готовности»

С учетом анализа практики применения ПБУ 2/20083 в Рекомендациях обращается внимание на то, что в случае когда в договоре строительного подряда выделены этапы работ, выручка по такому договору при условии использования способа «по мере готовности» признается как по завершенным, так и по незавершенным и непринятым заказчиком на отчетную дату этапам.

Таким образом, выделение этапов приемки работ в договоре строительного подряда не освобождает подрядчиков от исполнения норм ПБУ 2/2008 и не дает возможность признавать выручку и расходы только по принятым этапам.

Признание расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы)

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Пункт 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/994

В Рекомендации включены пояснения относительно признания расходов, финансируемых за счет резервов. В частности, указано, что ПБУ 10/994 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения (фондов развития производства, фондов потребления и иных аналогичных фондов) и периода (времени) их формирования.

Таким образом, Минфин еще раз акцентирует внимание на том, что расходы в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с нормами РСБУ, а не в соответствии с решением участников/акционеров о распределении прибыли либо создании специальных фондов за счет прибыли.

Раскрытие информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок и при применении специальных налоговых режимов

По вопросу представления информации об исчислении налогов в отчете о финансовых результатах отмечается следующее:

а) в случае применения организацией различных налоговых ставок по налогу на прибыль текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов отражаются в отчете о финансовых результатах итоговыми суммами с раскрытием результатов применения разных ставок в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
б) в случае, когда организация применяет специальные налоговые режимы (единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, др.) и не является плательщиком налога на прибыль, в отчете о финансовых результатах вместо информации о налоге на прибыль отражаются соответствующие показатели, связанные с уплатой налогов по специальным налоговым режимам. Если уплата налогов по специальным налоговым режимам производится организацией наряду с уплатой налога на прибыль, то в отчете о финансовых результатах показатели по каждому уплачиваемому налогу отражаются обособленно.

Оформление расходов, связанных со служебными командировками

8 января 2015 года были внесены изменения5 в Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки»), согласно которым командированному сотруднику не обязательно оформлять командировочное удостоверение. В то же время Минфин России подчеркнул необходимость оформления первичных документов, которые подтверждали бы расходы, возникающие в связи с направлением в командировку работника. В свою очередь, время нахождения работника в командировке будет определяться по проездным документам.

Раскрытие информации о стоимости чистых активов

Начиная с 4 ноября 2014 года применяется Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н, следовательно, при раскрытии информации о стоимости чистых активов в годовой отчетности за 2014 год необходимо руководствоваться новым порядком. Обращаем внимание на то, что согласно новому порядку определения стоимости чистых активов, принимаемые к расчету активы не включают дебиторскую задолженность учредителей (акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций. Также, в отличие от прежнего порядка, дававшего повод для неоднозначного толкования вопроса об исключении из расчета чистых активов доходов будущих периодов, в новом порядке прямо обозначено, что суммы доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества, не формируют стоимость обязательств, участвующих в расчете.

Составление консолидированной финансовой отчетности

Минфином России на регулярной основе обобщается практика применения МСФО на территории РФ (ОП1-2012, ОП2-2012, ОП3-2013, ОП4-2013, ОП5-2014). Данная информация размещается на сайте Минфина России и рекомендуется к использованию в процессе составления консолидированной отчетности по МСФО в соответствии Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Раздел «Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховщиками»

Оценка принятой страховщиком учетной политики

При оценке аудитором обоснованности учетной политики, выбранной страховщиком, Минфин России рекомендует обратить внимание на соблюдение требований ПБУ 1/20086, а также на наличие:

  1. порядка определения и (или) размера не подлежащего передаче в перестрахование и остающегося на собственном удержании перестрахователя риска (части риска) страховой выплаты либо величины убытка или уровня убыточности по договору страхования (статья 13 Закона РФ № 4015-17);
  2. утвержденного метода распределения доходов и расходов по инвестициям, имеющих косвенный характер и связанных одновременно с размещением средств страховых резервов и иных активов (пункт 58 Инструкции № 109н8);
  3. утвержденного метода распределения отдельных показателей для определения структуры финансовых результатов по видам страхования (пункты 71 и 74 Порядка составления и представления страховщиками отчетности в порядке надзора9).

Раскрытие информации о полученных страховой организацией субординированных займах

В случае, если страховая организация имеет субординированные займы, то при отражении в отчетности такой задолженности рекомендуется руководствоваться положениями ПБУ 15/2008 с целью исключения нарушения порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.

В бухгалтерском балансе страховщика остаток кредиторской задолженности по субординированному займу должен отражаться по группе статей «Заемные средства» раздела III «Обязательства». Сумма кредиторской задолженности по процентам, причитающимся к уплате за пользование субординированным займом, отражается по группе статей «Кредиторская задолженность» раздела III «Обязательства» бухгалтерского баланса страховщика.

Бухгалтерский учет операций, связанных с прямым возмещением убытков

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

В Рекомендациях Минфина РФ аудиторским организациям поясняется, что вступление в 2014 году в силу Указаний Банка России от 19.09.2014 № 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками» не является основанием для изменения страховщиком принятой им учетной политики в части учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков.

Отражение страховой медицинской организацией расчетов, связанных с проведением повторного медико-экономического контроля и реэкспертизы

В данной части Рекомендаций описывается порядок учета средств, подлежащих уплате/получению медицинской организацией по результатам повторного медико-экономического контроля и (или) реэкспертизы, и развернутое отражение данных сумм в Отчете страховой медицинской организации о целевом использовании средств обязательного медицинского страхования (форма № 6-омс).


1 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/20081).

2 Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/992.

3 Приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008).

4 Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

5 Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

6 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)).

7 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

8 Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, утвержденной приказом Минфина России от 27.07.2012 № 109н.

9 Порядок составления и представления страховщиками отчетности в порядке надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2013 № 13-17/пз-н.