Новости РСБУ:

Обзор разъяснений Минфина РФ по РСБУ за период декабрь - июнь 2020 года

08 июля 2020

Методологи БДО Юникон представляют обзор разъяснений и писем Минфина России за декабрь − июнь 2020 года.

Разъяснения Минфина России о порядке применения изменений в нормативных документах по бухгалтерскому учету

1. Информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 № ИС-учет-21 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

    В ИС-учет-21 разъясняется порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговые органы в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).

    Бухгалтерская отчетность, представленная в виде XML-файлов, и аудиторское заключение о ней, представленное в виде электронного документа в формате PDF, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    При получении электронного пакета документов налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет организации квитанцию о приеме.

    Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

    • в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;
    • без усиленной квалифицированной электронной подписи;
    • в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

    В таком случае налоговый орган направляет уведомление об отказе в приеме документов, а организация при получении такого уведомления обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.


    2. Информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 № ИС-учет-22 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

      Законом «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 18)1 для отдельных организаций предусмотрено освобождение от представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, в частности, такие случаи могут устанавливаться Правительством РФ.

      С 1 февраля 2020 года вступило в силу положение Правительства РФ от 22.01.2020 № 352, освободившее от представления обязательного экземпляра отчетности в целях формирования ГИРБО организации, включенные в перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера.

      Перечень утверждается в соответствии с частью 4.2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

      (!) Освобождение от представления обязательного экземпляра отчетности в целях формирования ГИРБО не освобождает от обязанности представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

      • в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации (п. 7 ст. 18 Закона № 402-ФЗ);
      • в налоговый орган по месту нахождения организации (подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).


      3. Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 № ИС-учет-23 «Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета».

        Перечень:
        - устанавливает сроки хранения типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций;
        - включает виды документов, образующихся при документировании однотипных управленческих функций, выполняемых организациями.
        Раздел 2 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 237

        Приказом Росархива от 20.12.2019 № 2363 утверждена новая редакция Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень).

        Основные изменения в Перечне коснулись сроков хранения для ряда документов, в том числе документов бухгалтерского учета:


        Наименование документа

        Позиция

        Срок хранения

        Стало

        Было

        Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта

        267

        5 лет

        -

        Консолидированная финансовая отчетность, финансовая отчетность не создающих группу организаций, составленная по МСФО:

        годовая

        275

        До ликвидации организации

        -

        промежуточная

        275

        5 лет

        -

        Образцы подписей материально ответственных лиц

        281

        5 лет

        До минования надобности, но не менее 5 лет

        Документы о недостачах, присвоениях, растратах

        287

        10 лет

        5 лет

        Документы о получении заработной платы и других выплат

        295

        6 лет

        5 лет

        Документы о лицевых счетах работников и карточек-справок по заработной плате, законченных делопроизводством после 1 января 2003 года

        296

        50 лет

        75 лет

        Договоров гражданско-правового характера о выполнении работ, оказании услуг физическими лицами:

        законченных делопроизводством до 1 января 2003 года

        301

        75 лет

        -

        законченных делопроизводством после 1 января 2003 года

        301

        50 лет

        -


        Необходимо отметить, что из Перечня исключены формы (альбомы форм) унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Данное изменение продиктовано тем, что с момента вступления в силу Закона «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, перестали быть обязательными к применению (ПЗ-10/2012). Согласно требованиям пункта 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, первичные учетные документы организации составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта.

        Исходя из нового Перечня, формы первичных учетных документов, утвержденных в организации, соответствуют позиции 267 и подлежат хранению не менее 5 лет.

        Кроме того, была изменена структура раздела 4 «Учет и отчетность» Перечня, а также уточнена терминология.

        В Информационном сообщении ИС-учет-22 Минфин РФ напомнил об изменении Правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – Правила4). Так, в новой редакции Правил предусмотрено следующее:

        1. программа разработки ФСБУ подготавливается на 5 календарных лет (ранее - на 3 календарных года);
        2. уточнение программы разработки ФСБУ осуществляется по мере необходимости (ранее - ежегодно);
        3. предложения для включения в проект программы разработки ФСБУ представляются в Минфин России не позднее 1 июля года, предшествующего очередному пятилетнему периоду (ранее - не позднее 1 ноября). При этом предложения, представляемые в Минфин России для включения в проект программы, могут быть посвящены не только разработке новых проектов ФСБУ, как это было ранее, но и изменению или признанию утратившими силу федеральных стандартов.


        4. Информационное сообщение Минфина России от 10.04.2020 № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

          Информационное сообщение ИС-учет-27 посвящено новому Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденному приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н (далее - ФСБУ 5/2019).

          В информационном сообщении Минфин РФ привел основные новации, которые несет ФСБУ 5/2019, в частности:

          1. сформулировано определение запасов;
          2. уточнена сфера применения стандарта;
          3. установлены условия для признания запасов в бухгалтерском учете;
          4. предусмотрена возможность последующего (после признания в бухгалтерском учете) изменения единиц учета запасов;
          5. установлен общий подход к определению затрат, включаемых в фактическую себестоимость запасов;
          6. изменен порядок определения фактической себестоимости запасов, в том числе: приобретенных на условиях отсрочки (рассрочки) платежа; по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами; полученным безвозмездно; остающихся от выбытия внеоборотных активов или извлекаемых в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов;
          7. установлены общие правила формирования фактической себестоимости незавершенного производства;
          8. предусмотрены способы оценки продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также товаров, торгуемых на организованных торгах;
          9. изменен порядок оценки запасов после признания;
          10. изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов;
          11. уточнены случаи списания запасов;
          12. уточнены требования к раскрытию информации о запасах в бухгалтерской отчетности организации.

          ФСБУ 5/2019 предусмотрен ряд упрощенных способов ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы, а именно: в отношении себестоимости приобретенных запасов, оценки запасов, признания затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд.

          Кроме того, микропредприятия получили право не применять ФСБУ 5/2019. В таком случае затраты на приобретение запасов признаются расходами периода, в котором были понесены.


          Консолидированная финансовая отчетность

          Условия, вызванные коронавирусной инфекцией, мерами, принимаемыми по противодействию ее распространения, сложной экономической ситуацией, мерами, принимаемыми государством по поддержке экономики, определенным образом повлияли на хозяйственную жизнь организации и информацию, раскрываемую в ее консолидированной финансовой отчетности. В связи с существующими условиями Минфин РФ выпустил документ «Отдельные вопросы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, связанные с условиями деятельности в 2020 г.» (далее – Документ).

          Документ содержит перечень вопросов составления консолидированной финансовой отчетности в 2020 год и за 2020 год:

          • непрерывность деятельности;
          • финансовые инструменты;
          • обесценение нефинансовых активов;
          • аренда;
          • налоги на прибыль;
          • обязательства по обременительным договорам.

          Реализация тех или иных вопросов зависит от конкретных фактов и обстоятельств деятельности организации - составителя консолидированной финансовой отчетности.

          Следует отметить, что перечень рассматриваемых в Документе вопросов не является исчерпывающим.


          ГИРБО

          Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

          Информация ФНС России «Бухгалтерская отчетность теперь доступна онлайн».


          Бухгалтерская отчетность

          Письмо Минфина России от 09.06.2020 № 07-01-10/49520 «О формировании бухгалтерской отчетности организации при реорганизации в форме преобразования».

          Письмо Минфина России от 15.05.2020 № 07-01-09/39550 «О составлении бухгалтерской отчетности при выявлении недостаточности данных для формирования полного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности».

          Письмо Минфина России от 15.01.2020 № 03-02-08/1211 «О возможности передачи обязанностей налогоплательщика третьему лицу, в том числе по договору, и предложении по замене терминов «бухгалтерская отчетность», «налоговая отчетность».

          Письмо Минфина России от 27.08.2019 № 07-01-10/65692 «О заполнении строки «Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту» в заголовочной части бухгалтерского баланса».


          Инвентаризация

          Письмо Минфина России от 09.01.2020 № 07-01-09/73 «О применении современных средств выявления фактического наличия имущества в рамках проведения инвентаризации активов и обязательств организации».

          Письмо Минфина России от 27.12.2019 № 07-01-09/102353 «О НПА, применяемых при проведении инвентаризации в организациях розничной торговли, и учете в целях налога на прибыль потерь от недостачи (порчи)».


          ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

          Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 07-01-09/2588 «О формировании учетной политики организацией, раскрывающей составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу».

          Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 07-01-09/1633 «О формировании учетной политики организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности».


          ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

          Письмо Минфина России от 26.05.2020 № 07-01-07/43949 «О принятии к бухгалтерскому учету актива в качестве ОС и применении понятия «основные производственные средства».

          Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 07-01-09/3835 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности ОС, предназначенных исключительно для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в целях получения дохода».

          Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 07-01-09/2580 «Об отражении в бухгалтерском учете суммы дооценки объекта ОС при его выбытии».

          Письмо Минфина России от 22.05.2020 № 03-03-06/1/42843 «О принятии к бухгалтерскому учету катализаторов, а также об учете и списании содержащихся в них драгоценных металлов».

          Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 03-05-05-01/97667 «О налоге на имущество организаций в отношении недвижимости, предназначенной для продажи, а также объектах недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости с 01.01.2020».


          ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

          Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-05-05-01/3316 «О налоге на имущество организаций в отношении долгосрочных активов к продаже, в том числе при их переводе в ОС».

          Письмо Минфина России от 26.12.2019 № 03-05-05-01/102022 «О налоге на имущество организаций в отношении объектов недвижимости - долгосрочных активов к продаже, в том числе при переводе их в ОС».


          ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

          Письмо Минфина России от 26.12.2019 № 03-05-05-01/102068 «О налоге на имущество организаций в отношении объекта, учитываемого в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды».

          Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 03-05-05-01/97674 «О бухучете и налоге на имущество организаций при передаче недвижимого имущества в аренду».

          Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-04-01/2993, Письмо ФНС России от 23.01.2020 № БС-4-21/926 «О порядке налогообложения имущества налогом на имущество организаций в связи с применением ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».


          ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

          Письмо Минфина России от 24.12.2019 № 07-01-10/101011 «Об определении инвентарного объекта НМА в целях бухучета».


          Первичные документы

          Письмо Минфина России от 13.05.2020 № 03-03-07/38785 «Об использовании в бухучете скан-образов первичных учетных документов; об учете расходов в целях налога на прибыль».

          Письмо Минфина России от 13.05.2020 № 03-03-06/2/38724 «Об оформлении первичных учетных документов в электронной форме для целей налога на прибыль и бухучета».

          Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-07/9888 «О подтверждении расходов документами, оформленными в электронном виде, для целей налога на прибыль и бухучета».

          Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-06/1/9882 «О подтверждении расходов документами, поступившими по электронной почте или по факсу в виде скан-копий или фотокопий оригинала, для целей налога на прибыль и бухучета».


          Иные вопросы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности

          Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 07-01-10/51101 «О применении способов расчета величины чистой прибыли за отчетный период и отражении в отчете об изменениях капитала последствий изменения учетной политики».

          Письмо Минфина России от 26.03.2020 № 07-01-09/23660 «О признании в бухучете затрат организации в качестве актива или расходов».

          Письмо Минфина России от 24.03.2020 № 07-01-09/22675 «О признании в бухгалтерском учете расходов на займы».

          Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 07-01-10/8583 «О ведении организацией бухучета».

          Письмо Минфина России от 29.01.2020 № 03-03-06/1/5212 «Об учете в целях налога на прибыль расходов на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов и об отражении в бухгалтерском балансе затрат, относящихся к следующим отчетным периодам».

          Письмо Минфина России от 24.04.2020 № 02-06-10/33871 «О применении ООО положений Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н при ведении бухучета».


          Учет в ГУП

          Письмо Минфина России от 13.01.2020 № 07-01-09/402 «О раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном в хозяйственное ведение».

          Узнайте больше о наших аудиторских услугах


          1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

          2  Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

          3 Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

          Приказ Минфина России от 04.12.2019 № 211н «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета».