Юникон в СМИ:

Что изменилось в валютном законодательстве из-за санкций — обзор

18 апреля 2022

Из-за ввода санкций США и рядом европейских стран в отношении РФ были внесены поправки в российское валютное законодательство. Что изменилось, кого это коснулось, а кого нет — поясняет Елена Зиберт (АКГ Юникон).

Статья 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» гласит, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. А статья 3 того же Закона в числе принципов валютного регулирования в РФ устанавливает:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Вместе с тем, чтобы защитить национальную экономику и обеспечить стабильность рубля на фоне санкций, российские законодатели приняли ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особый порядок осуществления валютных операций в сложившихся условиях.

Правовой базой для введения специальных мер служат Федеральные законы:

  • от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»;
  • от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

Эти Законы позволяют устанавливать в отношении «недружественных государств» и любых связанных с ними лиц ограничительные меры (например, запрет или установление ограничений на осуществление финансовых операций, внешнеэкономических операций).

Конкретный перечень государств и территорий, совершающих в отношении России, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. В перечень вошли все государства ― члены Евросоюза, США, Великобритания, Япония и ряд других стран.

Специальные меры в области осуществления внешнеторговых и иных валютных операций

Эти меры установлены:

  • Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (с изм. от 31.03.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
  • Указом Президента РФ от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 31.03.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»;
  • Распорядительными актами Центрального Банка РФ.

Специальные меры в области валютного регулирования и контроля

Таких мер с конца февраля принято достаточно много. Перечислим самые существенные.

  1. Участники внешнеэкономической деятельности обязаны продавать 80% иностранной валюты, которая поступит от нерезидентов на их счета в уполномоченных банках.
  2. Установлены лимиты для осуществления предварительной оплаты или авансовых платежей резидентами в пользу нерезидентов. Сумма таких платежей не может превышать 30% от суммы обязательств, предусмотренных по каждому контракту следующего вида:
  • оказание нерезидентом услуг;
  • выполнение нерезидентом работ;
  • передача нерезидентом информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

При этом законодатель установил исключение — лимиты не применяются к договорам, сторонами которого выступают следующие резиденты:

  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • российские кредитные организации;
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Лимиты также не применяются к контрактам:

  • стоимостью до 15 тыс. долларов США;
  • перевозки товаров, оказания иных транспортных услуг, логистики, использования транспортной инфраструктуры;
  • предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе по договорам страхования, перестрахования.
  1. Нерезиденты — иностранные лица из недружественных стран не вправе приобретать валюту на внутреннем рынке РФ.
  2. Запрещается предоставлять нерезидентам новые валютные займы и пополнять счета и вклады, открытые за рубежом.
  3. Запрещен вывоз из России наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу Центрального банка РФ на дату вывоза.
  4. Установлены пороги по суммам переводов средств за рубеж для физических лиц:
  • в течение календарного месяца они вправе перевести за пределы РФ со своего счета в российском банке на свой зарубежный счет или другому физическому лицу за рубежом не более 10 тыс. долларов США (или эквивалентную сумму в другой валюте);
  • через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, можно перевести в месяц не более 5 тыс. долларов США (или эквивалент в другой валюте).

Эти нормы применяются только к резидентам и нерезидентам из стран, не поддерживающих санкции, а также к нерезидентам из всех других государств, если эти лица работают в России по трудовым или гражданско-правовым договорам. Переводы за рубеж с банковских счетов нерезидентов — физических лиц, не работающих в России, из поддерживающих санкции стран, а также со счетов юридических лиц из таких государств приостановлены.

  1. Введен особый порядок расчетов по кредитам и займам, финансовым инструментам — он предусматривает ограничения на расчеты резидентов с лицами из недружественных государств. Исполнение таких обязательств, выраженных в валюте, будет считаться надлежащим, если оно осуществлено в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость).

Этот порядок распространяется на обязательства в размере:

  • свыше 10 млн рублей в календарный месяц; или
  • в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на 1-е число каждого месяца (включая права требования, уступленные лицами из недружественных государств после 1 марта 2022 года).

Центральный банк РФ вправе установить иной порядок исполнения обязательств. Помимо этого, ЦБ РФ и Минфин России могут выдавать разрешения на исполнение обязательств без соблюдения указанного порядка.

В целом меры, принятые государством, являются ответом на санкционные ограничения. Можно констатировать, что все рассмотренные меры в той или иной степени призваны предотвратить серьезное сокращение российских золотовалютных резервов, резких колебаний курса национальной валюты, а также поддержать устойчивость платежного баланса Российской Федерации.

 

Автор: Елена Зиберт, эксперт аудиторско-консалтинговой группы Юникон

Издание – РБК Pro