«…Банк требует, чтобы на счете была сумма не менее уставного капитала. Это законно?..»
04 декабря 2017
Газета «Учет.Налоги.Право»
Из письма главного бухгалтера
Ольги Литиченко, г. Москва
«…На днях заезжала в банк, который обслуживает нашу компанию. Специалист сообщил о новом требовании. На расчетном счете к концу года должна быть сумма не меньше уставного капитала. Уставный капитал нашей компании — 300 тыс. рублей. В декабре мы планировали рассчитаться по долгам с поставщиками, кроме того, будем досрочно выдавать зарплату за декабрь. Мы не сможем оставить на счете нужную сумму. Разве вправе банк заставить клиентов делать запасы на счете? Как теперь поступить?..»
Компания, в которой работает наша читательница, столкнулась с неожиданным требованием обслуживающего банка. Он требует, чтобы на конец года на расчетном счете компании было не меньше денег, чем составляет ее уставный капитал. Капитал организации намного больше минимального, а в конце года она планировала рассчитаться по долгам. Поэтому выполнить требование банка сложно. Как поступить, советуют банкиры и независимые эксперты
Банкиры
Наталья Добренкова, заместитель руководителя юридического департамента ПАО «Крайинвестбанк»:
— Все зависит от условий договора компании с банком. Если контракт требует, чтобы остаток был не менее уставного капитала, надо соблюдать условие. Это не обязательно должно быть записано в договоре на обслуживание счета. Дополнительное условие может быть, например, в кредитном контракте. Проверьте все договоры с банком. Если условия нет, требования незаконны. Попросите банк письменно обосновать требования.
Николай Потапов, главный специалист по работе с активами ПАО «АК БАРС» БАНК:
— Закон не требует, чтобы компания хранила на счете сумму не меньше уставного капитала. Самостоятельно банк тоже не вправе устанавливать такие требования. Вы вправе подать заявление в территориальное отделение ЦБ РФ или в прокуратуру. Причем необязательно относить документы лично, это можно сделать дистанционно по интернету.
Независимые эксперты
Екатерина Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»:
— Банк не вправе требовать, чтобы компания хранила на счете сумму не меньше уставного капитала. Организация не обязана вносить все наличные на счет. Но банки ужесточают контроль за компаниями, которые оставляют слишком мало денег на расчетном счете (Методические рекомендации, утв. Банком России 21.07.17 № 18-МР. — Примеч. ред.). Чтобы избежать запросов и блокировки счета, безопаснее оставлять в банке сумму, которая нужна для текущей деятельности. Но хранить не менее 300 тыс. рублей вы не обязаны. Банк не имеет права устанавливать такие лимиты.
Алексей Михеев, старший менеджер практики налогового и правового консультирования АО «БДО Юникон»:
— Банк вправе ограничить клиента в пользовании деньгами, только если такое условие есть в договоре (п. 3 ст. 845 ГК РФ. — Примеч. ред.). Если банк будет настаивать на остатке в размере уставного капитала, вы вправе обратиться в ЦБ РФ или суд. Если банк откажется переводить средства со счета, вы вправе потребовать проценты (ст. 856 ГК РФ. — Примеч. ред.).
Наше мнение
Диана Вершинина, руководитель юридического отдела «УНП»:
— Компания не обязана к концу года оставлять на счете 300 тыс. рублей. Банки борются с легализацией преступных доходов, поэтому вычисляют однодневки. Один из признаков неблагонадежной компании — нулевой или незначительный по сравнению с оборотами остаток на счете. Так считают в Центробанке (Методические рекомендации № 18-МР).
ЦБ РФ не ставит в зависимость остаток на счете и величину уставного капитала. А компания вправе использовать все деньги с расчетного счета, если это необходимо. Конечно, если иное не предусмотрено в договоре. Банк не вправе блокировать счет за нулевой остаток. Даже если банк заподозрит компанию в незаконных операциях, он сначала должен сделать запрос. Таким образом, требования незаконны. Чтобы оспорить требование, запросите официальное письмо, в котором банк опишет причины своих действий. Если кредитная организация откажется давать объяснения или причины будут незаконными, вы вправе пожаловаться в ЦБ. Заявление составьте в свободной форме и приложите к нему ответ из банка. ЦБ должен рассмотреть обращение в течение 30 календарных дней.