Предполагаемые изменения в НК РФ: НДФЛ, налог на прибыль, налоговое администрирование и пр.
14 сентября 2023
В начале августа Минфин РФ представил проект Федерального закона о внесении изменений в НК РФ (далее — Проект закона). На данный момент Проект закона проходит стадию «Подведение итогов публичного обсуждения текста проекта нормативного правового акта»[1]. Большинство предложений Минфина касаются налогового администрирования, НДФЛ, налога на прибыль организаций, имущественных налогов, трансфертного ценообразования, страховых взносов и специальных режимах.
Значительная часть поправок, вносимых Проектом закона в НК РФ, направлена на регулирование налогового администрирования.
- Проектом закона предусмотрена пролонгация ряда полномочий Правительства РФ по изданию нормативных правовых актов на 2024 год, в частности — по приостановлению, отмене или переносе на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продлению сроков уплаты федеральных и местных налогов, сборов, страховых взносов, сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, по установлению и т.д. Данная мера является вполне логичным шагом в условиях продолжения СВО и санкционного давления «недружественных» стран.
- Проект закона дополняет перечень актов законодательства о налогах и сборах, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. По сути, речь идёт о нормативных правовых актах, направленных на приведение в соответствие налоговому законодательству РФ актов законодательства субъектов РФ, муниципальных образований и др.
- Проект закона предлагает исключить из НК РФ такие понятия, как «недоимка» и «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе». Вместо последнего вводится новое понятие — «выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков». Такие выписки заменят и уведомления о постановке на учет в налоговом органе, и уведомления о снятии с учета. Введен порядок запроса и выдачи выписок. С учетом продолжающейся цифровизации процессов в налоговом ведомстве унификация документа, подтверждающего постановку на учет и снятие с учета, а также отказ от бумажных свидетельств и уведомлений выглядят вполне продуманно. Заодно предлагается избавить налогоплательщиков от необходимости представлять такие документы в банки при открытии счетов. Банки смогут получать информацию об учете налогоплательщиков непосредственно в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Что касается недоимки: полагаем, исключение этого понятия из НК РФ связано с введением института единого налогового счёта (ст. 11.3 НК РФ). На этом счёте формируется единое сальдо по налогам, а не по каждому налогу отдельно. Соответственно, не должна возникать ситуация, когда у налогоплательщика есть задолженность по одному налогу и переплата по другому налогу. Однако нужно отметить, что из НК РФ Проект закона исключает только определение недоимки, не затрагивая иные статьи, где она по-прежнему упоминается явочным порядком. Возможно, это будет сделано позже, например, на стадии рассмотрения Проекта закона в ГД СФ.
- Предлагается исключить судебный порядок взыскания задолженности, возникшей по результатам специальных проверок ФНС РФ в рамках контроля трансфертного ценообразования. Т.е. предлагается предоставить налоговым органам возможность взыскивать такую задолженность принудительно, за счет средств налогоплательщиков, как и по результатам обычных проверок.
- Предлагается ряд дополнений, исключающих принудительное взыскание задолженности по налогам либо приостановление операций по счетам налогоплательщиков в части средств, не принадлежащих данным налогоплательщикам, и средств, на которые по законодательству РФ не может быть обращено взыскание по обязательствам владельцев счетов. По-видимому, речь идет о счетах со специальными режимами, предусмотренными ГК РФ (номинальный счет, счет-эскроу, публичный депозитный счет).
- Предлагается поправка для налогоплательщиков, которые обязаны представлять декларации в электронной форме. Согласно Проекту закона, в случае направления налоговым органом такому налогоплательщику документа в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, датой его получения считается шестой день со дня отправки, указанного в подтверждении даты отправки электронного документа.
- В продолжение предыдущего, Проект закона исключает неактуальную в данном случае блокировку операций по счетам в банке налогоплательщиков-организаций и переводов их электронных денежных средств в случае неисполнения ими обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в течение 10 дней.
- Проект закона отменяет необходимость сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию ежеквартально. Теперь предлагается сдавать ее не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и когда по налогам, требующим представления единой (упрощенной) налоговой декларации, последний раз были объекты налогообложения. Такая оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности снизит административную нагрузку на налогоплательщиков.
- Нововведения коснутся и камеральных проверок лиц, представивших единую (упрощенную) налоговую декларацию. Такие камеральные проверки будут проводиться за налоговые периоды истекшего календарного года, начиная с 1 февраля следующего календарного года.
Ожидаемым является расширение применения режима налогового мониторинга — о таком намерении налоговое ведомство заявляло ранее.
- Так, Минфин предлагает снизить пороговые суммы для перехода на налоговый мониторинг по уплаченным налогам со 100 млн руб. до 80 млн руб., по полученным доходам и стоимости активов — с 1 млрд руб. до 800 млн руб. Уточняется, что в случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг, такая налоговая декларация проверяется в рамках налогового мониторинга, дата окончания которого наступает не ранее чем через три месяца со дня представления этой налоговой декларации.
- Кроме того, обязанность банков по представлению налоговым органам сведений о счетах, остатках на счетах и иной информации о налогоплательщике (налоговом агенте), предусмотренная на случай налоговой проверки, распространяется и на налоговый мониторинг.
Поправки, касающиеся контроля трансфертного ценообразования, мы рассмотрим в отдельном алерте.
Также Проект закона содержит множество поправок, связанных с налогом на доходы физических лиц, среди которых мы хотим отметить следующие:
- Изменяется порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по договорам кредита или займа. Сейчас для этих целей используется ставка рефинансирования на дату получения процентного дохода. Проект закона предполагает использовать данную ставку на дату заключения договора.
- Изменения в части НДФЛ коснутся и налогового вычета по процентам по долгосрочным банковским вкладам. Проект закона предполагает перенос неизрасходованного вычета на следующие периоды, причем такой перенос может уменьшать вплоть до нуля налоговую базу, определяемую налоговым органом в следующих налоговых периодах, когда налогоплательщиком будут получены доходы в виде процентов, начисленных за текущий налоговый период.
- Будет обобщен порядок освобождения от налогообложения выплат при увольнении. Теперь лимит в размере 3-кратного (6-кратного для районов Крайнего Севера) размера среднего месячного заработка будет распространен на все выплаты при увольнении, а не только на отдельные их виды, ныне предусмотренные Налоговым Кодексом (выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства, компенсация руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру).
Что касается налога на прибыль организаций, то здесь следует подробней остановиться на новом порядке применения ставки 0% к доходам от операций с обращающимися ценными бумагами (акциями и долями).
- Проект закона предполагает дополнить статью 284.2. НК РФ, касающуюся особенностей применения налоговой ставки 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале). Согласно новому положению, если акции организации на дату их реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на указанную дату доход от их реализации не превышает 1% от собственного капитала организации, налоговая ставка 0% применяется независимо от состава активов этой организации. Сейчас для применения ставки 0% доля активов, состоящих из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, не должна превышать 50%.
В заключение отметим нововведение, касающееся налога на имущество организаций и напрямую связанное с заменой бумажных документов на данные Единого государственного реестра налогоплательщиков (об этом мы уже говорили выше).
- Проект закона отменяет положения о том, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию и уплачивают налог по месту своего нахождения до получения уведомления, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
Продолжение читайте в материале: Предполагаемые изменения в НК РФ: трансфертное ценообразование
Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения (regulation.gov.ru)