Обзор изменений законодательства:

Налоговый кодекс РФ ждут большие перемены: новый законопроект Минфина России

29 августа 2022

Минфин России подготовил проект значительного по объему федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — Проект). На сегодняшний день Проект опубликован на regulation.gov.ru (официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов) и на рассмотрение Госдумы пока не внесён.

Предлагаемых поправок много, они затрагивают различные вопросы налогообложения — от общих норм НК РФ до положений, касающихся отдельных налогов (НДФЛ, НДПИ, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.). Рассмотрим самые значимые изменения.

I. Поправки по общим вопросам налогообложения
  1. Предложено закрепить возможность уполномоченного представителя организации-налогоплательщика осуществлять свои полномочия на основании доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
  2. Предполагается уточнить понятие «законный представитель иностранной организации». Таковым, согласно Проекту, признается лицо, уполномоченное представлять иностранную организацию на основании документов, подтверждающих право данного лица на представительство в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого зарегистрирована эта иностранная организация.
  3. Планируется уточнить порядок постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения налоговых агентов физических лиц, не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), недвижимости и (или) транспортных средств. В частности, предполагается закрепить процедуру уведомления налоговых агентов со стороны ФНС России о постановке соответствующих лиц на учет.

Кроме того, Проект предусматривает автоматическое снятие физических лиц с учета в случае непредставления сведений о них налоговыми агентами и при отсутствии налоговых деклараций по НДФЛ от данных физических лиц. Такое лицо будет снято с учета в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором сведения были представлены налоговым агентом в последний раз.

В ныне действующей редакции НК РФ порядок снятия с учета физических лиц, поставленных на учет в налоговых органах по месту нахождения налоговых агентов, прямо не установлен, а возможность постановки на учет по месту нахождения налогового агента предусмотрена только в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства)[2]. Проект предлагает распространить такой порядок на всех физических лиц, включая российских граждан, не имеющих на территории РФ места жительства (места пребывания), недвижимости и (или) транспортных средств.

Кроме того, по новым правилам постановку таких физических лиц на учет предлагается осуществить также по месту нахождения банка, который выплачивает таким лицам проценты по открытым в нем вкладам (счетам), на основании сведений, представляемых банком в соответствии с пунктом 4 статьи 214.2 НК РФ в ныне действующей редакции.

  1. Предусмотрена возможность рассмотрения некоторых жалоб в упрощенном порядке: этим сможет заниматься налоговый орган, акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Такая жалоба должна быть рассмотрена в течение 7 дней со дня ее получения налоговым органом.

В упрощенном порядке могут быть обжалованы, например, требование налогового органа о представлении документов (информации), постановление о производстве выемки, бездействие, выраженное в нарушении процессуальных сроков, и т.п.

Упрощенный порядок подлежит применению в случае прямого указания на это в жалобе. Она должна быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с форматами и в порядке, установленными ФНС России.

Важно: в упрощенном порядке не могут быть рассмотрены жалобы, поданные на решения, принятые в соответствии со ст.101 и 101.4 НК РФ, а именно:

- по результатам налоговых проверок;

- в части производства по делам о налоговых правонарушениях.

  1. Проект содержит положения, призванные ограничить иностранным организациям возможность размывать налоговую базу путём злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства на территории РФ. В частности, предложено не допускать разделения такими организациями единых бизнес-процессов на отдельные операции: такое дробление влечет квалификацию деятельности как приводящей к образованию российского представительства (с вытекающими налоговыми последствиями). Каждую такую операцию предложено рассматривать как часть общего процесса, носящую подготовительный или вспомогательный характер.
II. Поправки по отдельным видам налогов

НДС и акцизы

  1. Уточнен порядок освобождения услуг застройщика от НДС. Сейчас этим налогом не облагаются любые услуги застройщика, оказанные на основании договора участия в долевом строительстве, за исключением услуг, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения. По новым правилам от НДС будут освобождаться услуги по выполнению функций застройщика, оказываемые только на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу застройщиком участнику долевого строительства жилых домов, жилых помещений, а также нежилых помещений, входящих в состав многоквартирных домов. Договор должен быть заключен в соответствии с федеральным законом[3].

Из этого правила есть исключение: от НДС не будут освобождаться услуги застройщика при строительстве жилых помещений (апартаментов), предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).

  1. Планируется повысить в три раза (со 100 до 300 руб.) лимит расходов на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг), передача которых в рекламных целях освобождается от НДС.
  2. Для возмещения сумм НДС и акцизов, а также для освобождения от налогообложения акцизами при реализации подакцизных товаров (например, по процедуре экспорта за пределы территории РФ) предлагается внедрить электронные банковские гарантии, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронные банковские гарантии подлежат представлению непосредственно банками в адрес налоговых органов.
  1. Будет предусмотрена возможность возмещения (зачета, возврата) соответствующих налогов после окончания налогового мониторинга в случае, если налогоплательщик не воспользовался заявительным порядком возмещения.

НДФЛ и страховые взносы

  1. К доходам от источников в РФ будут отнесены выплачиваемые российскими организациями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами России.

Действующая редакция НК РФ квалифицирует вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей вне территории России как доходы, полученные от источников за пределами РФ[4]. Как следствие, организация не обязана выполнять функцию налогового агента в части дохода такого дистанционного работника[5].

  1. Предложено возложить на представительства иностранных организаций функции налоговых агентов в части доходов физических лиц, источником которых являются соответствующие представительства.

Эти же функции предложено возложить на иностранные организации, выплачивающие физическим лицам вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, в случае, если выполнение работ (оказание услуг, передача прав) осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от места фактического выполнения таких работ (оказания услуг, передачи прав), но с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ. В последнем случае иностранная организация будет признана налоговым агентом при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- физическое лицо, получающее доход, является налоговым резидентом РФ; или

- физическое лицо получает доход на счет, открытый в российском банке; или

- доход выплачивается российским лицом (организацией, предпринимателем, нотариусом, адвокатом и/или обособленным подразделением иностранной организации в РФ).

  1. В Проекте предложено отнести к не облагаемым НДФЛ выплатам возмещение расходов дистанционных работников в связи с использованием принадлежащих им или арендованных средств для работы. Не будут облагаться НДФЛ доходы в сумме документально подтвержденных фактических расходов работника либо в их общей сумме, рассчитанной работодателем[6], но не более 35 рублей за каждый день дистанционной работы. В таком случае, исходя из 5-дневной рабочей недели и 4 рабочих недель в месяц, размер ежемесячного возмещения, не подлежащий обложению НДФЛ, составит в среднем 700 рублей (35 руб.*20 рабочих дней).

Схожие правила Минфин России рекомендует применять и сегодня. Финансовое ведомство указывает работодателю на необходимость не только установить размер таких выплат, но и располагать копиями документов, подтверждающих приобретение (аренду) оборудования (средств) работником, а также расходы, понесенные при использовании работником в служебных целях (оплату электроэнергии, услуг связи, Интернета в периоды выполнения трудовой функции и т.п.)[7]. В свою очередь, ФНС России считает, что организация вправе самостоятельно прописать в локальном акте методику расчета сумм компенсаций, перечень возмещаемых расходов и подтверждающих документов[8].

Формулировка нормы, предлагаемой в Проекте, не позволяет точно определить, в каких случаях применяется лимит 35 рублей в день — только при отсутствии подтверждающих документов или при их наличии тоже. Минфин России в своих разъяснениях[9] указывает, что лимит компенсации для целей исчисления налога на прибыль организаций, НДФЛ, страховых взносов будет подлежать применению при отсутствии документального подтверждения расходов. Из этого можно сделать предварительный вывод о том, что наличие подтверждающих документов позволит организации учесть суммы компенсации в полном объеме. Но однозначно утверждать рано: Проект ещё не внесён в Госдуму, формулировки вполне могут претерпеть изменения.

В части налога на прибыль Проект предлагает учитывать возмещение для дистанционных работников в составе расходов в сумме, определяемой работодателем, но не более 35 рублей за день дистанционной работы, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника.

Важно: способ компенсации (в сумме, установленной локальным нормативным актом либо исходя из документально подтвержденных фактических расходов) подлежит закреплению в учетной политике налогоплательщика.

Аналогичный порядок предполагается распространить на страховые взносы: ими не будет облагаться возмещение расходов дистанционных работников либо в сумме документально подтвержденных расходов, либо в размере, определяемом работодателем в соответствующем ЛНА (опять же не более 35 рублей за день).

  1. В Проекте предложено установить освобождение от НДФЛ следующих выплат:

- суточных, выплачиваемых работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;

- надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных.

Эти выплаты будут освобождаться от налогообложения в тех же пределах, в каких сейчас освобождаются суточные, выплачиваемые при направлении других работников в служебную командировку в пределах РФ (не более 700 рублей в день).

Аналогичное освобождение Проект предусматривает в части страховых взносов, уплачиваемых за таких работников.

Налог на прибыль организаций

  1. В Проекте уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества (имущественного права), полученного (принятого к учету) налогоплательщиком без несения расходов на его приобретение. Эта стоимость будет определяться в размере дохода, подлежащего налогообложению, признанного при получении данного имущества (имущественного права).

Сейчас первоначальная стоимость основного средства определяется на основании дохода от его получения в двух случаях:

- при безвозмездном получении имущества; либо

- при его выявлении в результате инвентаризации[10].

Порядок определения первоначальной стоимости имущественных прав без несения расходов на их получение в иных случаях до сих пор не урегулирован. По новым правилам первоначальная стоимость как основных средств, так и имущественных прав, приобретенных без расходов, будет определяться в размере дохода от их получения.

  1. Планируется продлить до 2030 года 50-процентное ограничение в части учета для целей налогообложения прибыли убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.
  2. В Проекте предложено упростить порядок обоснования применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР. Если в отношении отчета о НИОКР, размещенного в утвержденной Правительством РФ государственной информационной системе[11], будет содержаться информация о соответствии выполненных НИОКР перечню, утвержденному Правительством РФ[12], то налоговый орган утратит право назначить экспертизу соответствующего отчета. Сейчас такие ограничения не действуют, и налоговый орган вправе назначить экспертизу по своему усмотрению[13].
  3. Будет конкретизировано понятие постоянного места деятельности, несущей для иностранной организации подготовительный и вспомогательный характер на территории РФ, которая не приводит к образованию постоянного представительства. Например, если иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность в двух местах на территории РФ и совокупная деятельность не носит подготовительный или вспомогательный характер, представляя собой взаимодополняющие функции (т.е. выступает частью единого бизнес-процесса), то подобная деятельность может быть приравнена к деятельности постоянного представительства.
  4. Планируется дополнить признаки контрактов, заключаемых зависимым агентом в интересах иностранной организации, при наличии которых данная организация будет признана имеющей постоянное представительство.

Постоянное представительство будет возникать, если контракты заключаются не только от имени иностранной организации, но и от имени самого зависимого агента в тех случаях, когда предметом контракта будут:

- передача права собственности на имущество такой организации, или

- предоставление права пользования имуществом, принадлежащим такой организации или на которое такая организация имеет право пользования; или

- оказание услуг такой организацией.

Нововведения ограничивают возможность размывания налоговой базы иностранными организациями путем злоупотребления статусом постоянного представительства.

Транспортный налог

В соответствии с Проектом будет урегулирован порядок прекращения начисления налога в отношении транспортных средств (далее — ТС), находящихся в розыске, а также в отношении ТС, розыск которых официально прекращен.

Проект дополняет действующую редакцию ст. 362 НК РФ новыми положениями, описывающими:

- процедуру заявления налогоплательщика о прекращении начисления налога в отношении ТС в розыске или ТС, розыск которых прекращен, а также порядок рассмотрения этого заявления налоговым органом;

- порядок направления в налоговый орган документов уполномоченного органа о нахождении ТС в розыске либо о прекращении розыска и невозвращении ТС владельцу.

Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться



[1] URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=124239

[2] Пункт 7.4 ст. 83 НК РФ

[3] Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

[4] Подпункт 6 п. 3 ст. 208 НК РФ.

[5] См, например, письма Минфина России от 07.07.2022 № 03-04-05/65409, ФНС России от 15.07.2021 № БС-4-11/9947@.

[6] Определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

[7] Письма Минфина России от 11.01.2022 № 03-04-06/263, от 12.03.2021 № 03-03-06/1/17362 и от 29.10.2020 № 03-04-06/94269.

[8] Письмо ФНС России от 12.02.2021 № СД-4-11/1705@.

[9] Письмо Минфина России от 11.01.2022 № 03-04-06/263.

[10] Пункт 1 ст. 257 НК РФ.

[11] Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 327 (Письмо ФНС России от 01.10.2019 № СД-4-3/19955).

[12] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.

[13] Пункт 8 ст. 262 НК РФ.