Обзор изменений законодательства:

Три года ожидания акта по проверке: как начисляются пени

20 мая 2025

Не секрет, что налоговые органы далеко не всегда соблюдают сроки, отведённые законодательством РФ для проведения налоговых проверок. Довольно давно наличие только таких нарушений не является поводом для отмены решений, вынесенных по результатам этих проверок.

Однако, исходя из положений НК РФ, пени на недоимку начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня возникновения недоимки и по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Недавно в Конституционный суд РФ обратился налогоплательщик, который только в августе 2021 года получил акт выездной налоговой проверки, датированный февралём 2018 года. Решение по результатам проверки он получил и вовсе в июне 2022 года, хотя сама проверка началась ещё в декабре 2016 года.

По итогам этой проверки налогоплательщику была доначислена недоимка за 2014—2015 годы, а также соответствующая сумма пеней. Налогоплательщик принял решение оспорить доначисление, при этом уплатив всю сумму выявленной по результатам выездной налоговой проверки налоговой недоимки и начисленных пеней.

Однако суды, куда он обращался, заключили, что само по себе несоблюдение пятидневного срока, установленного законом для вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, не является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Ну а налогоплательщик сам виноват, поскольку своевременно не уплатил недоимку по налогам и тем самым не прекратил начисление пеней.

Тогда налогоплательщик обратился в Конституционный суд, заявив, что положения НК РФ не соответствуют Конституции РФ, так как позволяют начислять пени за период, когда налоговый орган ещё не вручил налогоплательщику акт проверки.

Конституционный Суд РФ несоответствий не нашёл, а в постановлении от 13.05.2025 № 20-П указал следующее:

  • Налоговый кодекс не предполагает начисления пеней на суммы налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени могут взыскиваться, только если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 422-О и от 25 июня 2024 года № 1740-О).
  • Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки сама по себе свидетельствовала бы о превышении допустимой продолжительности контрольных мероприятий и о существенности этого нарушения.
  • Однако вывод об утрате налоговым органом такой возможности мог быть сделан судом, который рассматривал спор по результатам налоговой проверки. В этом случае прекратилась бы и обязанность налогоплательщика уплатить по отменённому решению недоимку и пени.
  • Поэтому защита прав налогоплательщика в данном случае могла быть обеспечена иным способом, чем обращение в Конституционный суд за признанием норм Налогового кодекса несоответствующими Конституции РФ.

Конституционный суд также не нашёл оснований для пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении налогоплательщика.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться