Обзор изменений законодательства:

Ратификация конвенции MLI в России

21 мая 2019

1 мая 2019 года вступил в силу Федеральный закон РФ, которым была ратифицирована Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее — Multilateral Instrument, или MLI).

Что это означает?

Ратификация Россией MLI приведет к тому, что изменится порядок применения отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН), заключенных Россией с иностранными государствами. MLI является универсальным инструментом, поэтому его применение не требует внесения изменений в каждое СИДН, а будет применяться сразу ко всем СИДН, на которые Россия их распространила, при соблюдении указанных ниже условий.

На данный момент Россия распространила действие MLI на 70 СИДН (включая соглашения с Кипром, Нидерландами, Люксембургом и другими государствами), за исключением СИДН с Германией, Швейцарией и некоторыми другими государствами. Полный список государств смотрите в таблице ниже.

Важно отметить, что для вступления в силу положений MLI к определенному СИДН между Россией и иностранным государством необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • такое иностранное государство также подписало MLI (по состоянию на 09.04.2019 ее подписало 87 государств[1]);
  • такое иностранное государство ратифицировало MLI (по состоянию на 09.04.2019 ее ратифицировало 25 государств1);
  • такое иностранное государство включило Россию в список стран, в отношении СИДН с которыми будет применяться MLI;
  • истек 3-хмесячный срок с момента подписания и ратификации MLI.

В случае ратификации MLI иностранными государствами до 1 октября 2019 года положения MLI в отношении налогов у источника по СИДН с такими государствами будут применяться уже с 1 января 2020 года.

Как именно изменится порядок применения СИДН?

При подписании MLI Россия выбрала следующий порядок ее применения к СИДН:

1. Применение упрощенного ограничения льгот по СИДН (simplified limitation of benefits, или S-LOB)

Указанное положение в целом ограничивает круг лиц, которые могут применять льготы по СИДН. Но так как большинство иностранных государств при подписании MLI не применяют такое ограничение, оно будет использоваться только в отношении очень ограниченного числа СИДН, подписанных Россией (в частности, СИДН с Аргентиной и Индией).

2. Применение теста на основную цель (principal purpose test, или PPT)

Суть теста на основную цель состоит в том, что льготы по СИДН не должны применяться в случае, если получение таких льгот было одной из основных целей создания какой-либо компании, структуры или сделки. Применение указанного теста будет распространено на большинство СИДН, заключенных Россией (включая соглашения с Кипром, Нидерландами, Люксембургом и другими государствами).

3. Введение срока владения долей в компании для применения ставок налога у источника по дивидендам по СИДН

Для применения льгот по СИДН по налогу у источника в отношении дивидендов бенефициарному собственнику таких дивидендов будет необходимо непрерывно владеть долей не менее 365 дней. Указанный период владения будет, в частности, применяться к СИДН России с Нидерландами.

4. Введение налогообложения «косвенной» продажи недвижимого имущества

Данное правило предполагает право России на обложение доходов от реализации акций или долей в компаниях, стоимость которых прямо или косвенно не менее чем на 50% состоит из недвижимого имущества на территории России. При этом указанный критерий необходимо проверять на протяжении каждого из 365 дней, предшествующих такой реализации. Указанное правило будет применяться в отношении СИДН с Ирландией и Мальтой.

5. Введение отдельных правил в отношении постоянных представительств, двойного налогового резидентства компаний и гибридных инструментов

Устанавливаются дополнительные правила в отношении порядка возникновения и налогообложения постоянных представительств иностранных компаний (в частности, в случае искусственного разделения контрактов; наличия агента, деятельность которого приводит к заключению контрактов, и т. д.).

Как БДО Юникон может помочь вам?

Специалисты БДО Юникон будут рады помочь с анализом влияния ратификации MLI на деятельность ваших иностранных компаний, оценкой возможных рисков и подготовят рекомендации по изменению структур владения такими компаниями для целей соответствия новым правилам, вводимым MLI, и снижения выявленных рисков.

Список государств, порядок применения СИДН с которыми будет изменен в связи с ратификацией MLI[2]

  1. Австралия
  2. Австрия
  3. Азербайджан
  4. Албания
  5. Алжир
  6. Аргентина
  7. Армения
  8. Беларусь
  9. Бельгия
  10. Болгария
  11. Ботсвана
  12. Великобритания
  13. Венгрия
  14. Венесуэла
  15. Вьетнам
  16. Гонконг
  17. Греция
  18. Дания
  19. Египет
  20. Израиль
  21. Индия
  22. Индонезия
  23. Ирландия
  24. Исландия
  1. Испания
  2. Италия
  3. Казахстан
  4. Канада
  5. Катар
  6. Кипр
  7. Китай
  8. Корея Республика
  9. Куба
  10. Кувейт
  11. Латвия
  12. Ливан
  13. Литва
  14. Люксембург
  15. Малайзия
  16. Мальта
  17. Марокко
  18. Мексика
  19. Молдова
  20. Монголия
  21. Нидерланды
  22. Новая Зеландия
  23. Норвегия
  24. ОАЭ
  1. Польша
  2. Португалия
  3. Румыния
  4. Саудовская Аравия
  5. Сербия
  6. Сингапур
  7. Словакия
  8. Словения
  9. США
  10. Таиланд
  11. Турция
  12. Украина
  13. Филиппины
  14. Финляндия
  15. Франция
  16. Хорватия
  17. Черногория
  18. Чехия
  19. Чили
  20. Шри-Ланка
  21. Эквадор
  22. ЮАР

[1] http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-signatories-and-parties.pdf.

[2] Жирным отмечены страны, уже ратифицировавшие MLI по состоянию на 09.04.2019.