Ратификация конвенции MLI в России
21 мая 2019
1 мая 2019 года вступил в силу Федеральный закон РФ, которым была ратифицирована Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее — Multilateral Instrument, или MLI).
Что это означает?
Ратификация Россией MLI приведет к тому, что изменится порядок применения отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН), заключенных Россией с иностранными государствами. MLI является универсальным инструментом, поэтому его применение не требует внесения изменений в каждое СИДН, а будет применяться сразу ко всем СИДН, на которые Россия их распространила, при соблюдении указанных ниже условий.
На данный момент Россия распространила действие MLI на 70 СИДН (включая соглашения с Кипром, Нидерландами, Люксембургом и другими государствами), за исключением СИДН с Германией, Швейцарией и некоторыми другими государствами. Полный список государств смотрите в таблице ниже.
Важно отметить, что для вступления в силу положений MLI к определенному СИДН между Россией и иностранным государством необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- такое иностранное государство также подписало MLI (по состоянию на 09.04.2019 ее подписало 87 государств[1]);
- такое иностранное государство ратифицировало MLI (по состоянию на 09.04.2019 ее ратифицировало 25 государств1);
- такое иностранное государство включило Россию в список стран, в отношении СИДН с которыми будет применяться MLI;
- истек
3-хмесячный срок с момента подписания и ратификации MLI.
В случае ратификации MLI иностранными государствами до 1 октября 2019 года положения MLI в отношении налогов у источника по СИДН с такими государствами будут применяться уже с 1 января 2020 года.
Как именно изменится порядок применения СИДН?
При подписании MLI Россия выбрала следующий порядок ее применения к СИДН:
1. Применение упрощенного ограничения льгот по СИДН (simplified limitation of benefits, или S-LOB)
Указанное положение в целом ограничивает круг лиц, которые могут применять льготы по СИДН. Но так как большинство иностранных государств при подписании MLI не применяют такое ограничение, оно будет использоваться только в отношении очень ограниченного числа СИДН, подписанных Россией (в частности, СИДН с Аргентиной и Индией).
2. Применение теста на основную цель (principal purpose test, или PPT)
Суть теста на основную цель состоит в том, что льготы по СИДН не должны применяться в случае, если получение таких льгот было одной из основных целей создания какой-либо компании, структуры или сделки. Применение указанного теста будет распространено на большинство СИДН, заключенных Россией (включая соглашения с Кипром, Нидерландами, Люксембургом и другими государствами).
3. Введение срока владения долей в компании для применения ставок налога у источника по дивидендам по СИДН
Для применения льгот по СИДН по налогу у источника в отношении дивидендов бенефициарному собственнику таких дивидендов будет необходимо непрерывно владеть долей не менее 365 дней. Указанный период владения будет, в частности, применяться к СИДН России с Нидерландами.
4. Введение налогообложения «косвенной» продажи недвижимого имущества
Данное правило предполагает право России на обложение доходов от реализации акций или долей в компаниях, стоимость которых прямо или косвенно не менее чем на 50% состоит из недвижимого имущества на территории России. При этом указанный критерий необходимо проверять на протяжении каждого из 365 дней, предшествующих такой реализации. Указанное правило будет применяться в отношении СИДН с Ирландией и Мальтой.
5. Введение отдельных правил в отношении постоянных представительств, двойного налогового резидентства компаний и гибридных инструментов
Устанавливаются дополнительные правила в отношении порядка возникновения и налогообложения постоянных представительств иностранных компаний (в частности, в случае искусственного разделения контрактов; наличия агента, деятельность которого приводит к заключению контрактов, и т. д.).
Как БДО Юникон может помочь вам?
Специалисты БДО Юникон будут рады помочь с анализом влияния ратификации MLI на деятельность ваших иностранных компаний, оценкой возможных рисков и подготовят рекомендации по изменению структур владения такими компаниями для целей соответствия новым правилам, вводимым MLI, и снижения выявленных рисков.
Список государств, порядок применения СИДН с которыми будет изменен в связи с ратификацией MLI[2]
|
|
|
[1] http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-signatories-and-parties.pdf.
[2] Жирным отмечены страны, уже ратифицировавшие MLI по состоянию на 09.04.2019.