Новости РСБУ:

Новое в аудите

10 августа 2016

За последнее время был принят ряд законов, которые затрагивают целый спектр вопросов, касающихся аудита, составления и представления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публичности некоторых сведений. Рекомендуем вам обратить внимание на следующие изменения и нововведения.

1. Расширен перечень случаев обязательной аудиторской проверки

В 2016 году перечень случаев обязательного аудита расширился. Так, если по состоянию на 2015 год таких случаев было порядка 60, то на сегодняшний день (август 2016 года) этот список пополнили еще 7 случаев. Отныне обязательному аудиту подлежат:

  • политические партии, их региональные отделения, иные зарегистрированные структурные подразделения [1];
  • микрофинансовые компании [2] (ранее не было прямого требования);
  • публично-правовые компании РФ [3];
  • управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций [4];
  • региональная гарантийная организация [5];
  • промежуточная консолидированная финансовая отчетность [6];
  • застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости [7] (ранее в Федеральном законе содержалась лишь обязанность застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся к нему лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности).

2. Изменился порядок раскрытия, представления и аудита консолидированной отчетности

4 июля 2016 года был опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» [8]и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который вводит новые положения, касающиеся раскрытия, представления и аудита консолидированной отчетности. Рекомендуем обратить внимание на следующие изменения:

  • установлен конкретный срок представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности (далее — КФО) — не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена (требование начинает действовать с первой промежуточной отчетности за 2017 год);
  • промежуточная КФО, раскрытие которой необходимо, подлежит обязательному аудиту или проверке, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности;
  • в Законе о консолидированной отчетности прямо установлен порядок представления в Банк России (далее — ЦБ РФ) годовой и промежуточной КФО организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (ранее требование о представлении годовой отчетности вытекало только из положений ЦБ РФ);
  • в новой редакции Закона о консолидированной отчетности исключена обязанность представления годовой КФО до проведения общего собрания;
  • установлена обязанность кредитных организаций и иных организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, раскрывать помимо годовой КФО промежуточную;
  • включено требование к организации размещать на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об этом месте раскрытия КФО в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином месте, отличном от собственного сайта организации.
  • В Закон о консолидированной отчетности включены особые условия, касающиеся организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и являющихся головными организациями банковских холдингов. Такие организации составляют и представляют годовую и промежуточную КФО и представляют ее в ЦБ РФ в сроки, установленные ЦБ РФ.

Помимо этого, в ЦБ РФ в установленные им сроки представляют отчетность:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации.

Нововведения устанавливают, что раскрытая в информационных системах общего пользования КФО должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной КФО в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

Кроме того были внесены технические правки в части замены слова «публикует» на «раскрывает». Это привело Закон о консолидированной отчетности в соответствие с действующим законодательством.

Изменения, касающиеся годовой КФО, вступают в силу начиная с отчетности за 2016 год.

3. Публичность результатов обязательного аудита

С 1 октября 2016 года вступает в силу механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности[9].

Новое требование о публичности результатов обязательного аудита возлагает обязанность на заказчика обязательного аудита (аудируемое лицо) внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (http://www.fedresurs.ru/).

Исключением для введенного требования о публичности результатов обязательного аудита являются случаи, «когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами». Часть 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:

  • идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, и период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Следует отметить, что ранее сведения о членстве в саморегулируемой организации не являлись закрытой информацией, и любой заинтересованный мог ознакомиться с этими данными на сайте любой ныне действующей организации. Перечень СРО: http://www.all-sro.ru/catalog/2/sro_au.

4. Публичность сведений о членстве в саморегулируемой организации

Одновременно с введением требования о публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности введено требование о публичности сведений о членстве в саморегулируемой организации (далее — СРО).

Так, начиная с 1 октября 2016 года член СРО должен вносить сведения о своем членстве в саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. В данный реестр вносятся следующие сведения, касающиеся вступления в члены и прекращения членства:

  • наименование члена и его идентификаторы (Ф.И.О.; ИНН, ОГРН, СНИЛС — при наличии отдельных идентификаторов);
  • контактный адрес;
  • наименование СРО и ее идентификаторы (ИНН, ОГРН);
  • виды деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в СРО.

На сегодняшний день не ясно, относится ли данное требование ко всем физическим лицам или только к осуществляющим самостоятельную аудиторскую деятельность.

Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Пункт 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса РФ

5. Акционерам предоставлено право вносить вклады в имущество

Начиная с 15 июля 2016 года[10] акционерам предоставлено право вносить в имущество акционерных обществ безвозмездные вклады, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций.

Внесение вклада осуществляется на основании договора с обществом в целях финансирования и поддержания его деятельности. Вклад в имущество общества можно внести как в денежной, так и в любой иной форме с учетом положений пункта 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса РФ.

Договор, на основании которого акционером вносится вклад, должен быть предварительно одобрен решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (за исключением установленных случаев).

Нововведения детально описывают порядок оформления вклада в имущество. Так, устав непубличного общества может предусматривать, что решением общего собрания акционеров на акционеров общества будет возложена обязанность по внесению вкладов с определенной максимальной стоимостью. В уставе может быть предусмотрено, что по решению общего собрания акционеров допускается возложение обязанности по внесению вкладов в имущество непубличного общества только на акционеров — владельцев акций определенной категории (типа).

Важно отметить, что изменения, внесенные в Закон «Об акционерных обществах», решают вопрос отражения в бухгалтерской отчетности вклада в имущество у акционерных обществ. Ранее данные вложения рассматривались как дарение; в 2014 году Минфин России предпринял попытку изменить подход, указав в своем письме от 27.11.2014 № 07-01-06/60407, что вклад участника (собственника имущества) отражается обществом по дебету счетов учета имущества в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала (тем самым подтверждая, что такие операции являются сделками с капиталом). Однако из-за отсутствия прямой юридической нормы это письмо носило несколько спорный характер.


[1] Пункт 6 статьи 35 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

[2] Статья 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

[3] Статья 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Статья 7 Федерального закона от 02.06.2016 № 154-ФЗ «О Российском фонде прямых инвестиций».

[5] Статья 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

[6] Статья 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

[7] Часть 4 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

[8] Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон о консолидированной отчетности).

[9] Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

[10] Дата вступления в действие поправок, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».