Обзор изменений законодательства:

Уйти с российского рынка стало сложнее

03 ноября 2023

В настоящее время действует ряд ограничений для сделок в отношении российских активов иностранных лиц. В частности, для некоторых из них установлен разрешительный порядок.

Основным органом по рассмотрению заявлений, касающихся выдачи разрешений на совершение сделок с участием «недружественных лиц», является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — ПравКомиссия).

Ранее мы сообщали о том, какие условия ПравКомиссия считала целесообразным устанавливать при отчуждении «недружественными лицами» акций, долей в российских хозяйственных обществах и товариществах. Эти условия были сформулированы в выписках из протоколов заседания ПравКомиссии от 22.12.2022 № 118/1 и от 02.03.2023 № 143/4. Теперь указанные документы утратили силу.

На данный момент условия, учитываемые при рассмотрении вопроса о выдаче ПравКомиссией разрешений на осуществление (исполнение) сделок (операций), указаны в выписках ПравКомиссии от 07.07.2023 № 171/5 и от 26.09.2023 № 193/4.

На практике эти условия имеют значение при рассмотрении вопроса о выдаче разрешений для сделок, направленных на отчуждение «недружественными лицами» ценных бумаг, в том числе акций и долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц (далее — активы).

Под «недружественными лицами» в данном случае понимаются:

  • иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении России, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства);
  • лица, которые находятся под контролем указанных выше иностранных лиц (независимо от места регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности).

Стоит отметить, что число условий, учитываемых ПравКомисией при выдаче разрешений на совершение таких сделок, росло со временем. Например, появились требования о наличии, наряду с отчетом о независимой оценке, экспертного заключения, а также о заключении сделки по обратному выкупу активов (опцион).

На сегодняшний день ПравКомиссия при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на совершение соответствующей сделки учитывает целый ряд условий, например:

  1. наличие отчета о независимой оценке рыночной стоимости активов;
  2. наличие, наряду с отчетом о независимой оценке, экспертного заключения;
  3. продажа активов с дисконтом в размере не менее 50% от их рыночной стоимости, указанной в отчете о независимой оценке;
  4. в случае приобретения акций, составляющих уставный капитал публичного акционерного общества (ПАО), размещение на организованных торгах до 20% от приобретаемого пакета акций ПАО с соблюдением определенных условий;
  5. установление ключевых показателей эффективности для покупателей и (или) приобретаемого ими хозяйственного общества, которые должны предусматривать, в том числе, сохранение технологического потенциала и основного вида экономической деятельности такого хозяйственного общества, сохранение рабочих мест и исполнение обязательств по договорам, заключенным им с другими юридическими лицами;
  6. обратный выкуп активов по рыночной стоимости на дату реализации такого опциона;
  7. совершение платежей в пользу недружественных лиц одним из указанных способов:
  • перечисление денежных средств на счета типа «С»;
  • проведение расчетов по сделкам (операциям) в рублях, в банковской системе РФ, без перевода денежных средств за пределы России;
  • в случае перевода денежных средств на счета, открытые в расположенных за пределами России банках и иных организациях финансового рынка — наличие рассрочки платежа.

Важным изменением разрешительного порядка согласования сделок стало недавнее решение ПравКомиссии, отраженное в выписке от 26.09.2023 № 193/4. Теперь условия сделки должны включать обязательство по добровольному направлению в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 15% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке, в течение одного месяца с даты осуществления (исполнения) сделки (операции).

Ранее, согласно выписке ПравКомиссии от 02.03.2023 № 143/4, минимальный процент такого добровольного отчисления должен был составлять:

  • не менее 10% от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке (если продажа активов осуществлялась с дисконтом менее 90% от их рыночной стоимости, указанной в отчете о независимой оценке);
  • не менее 10% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке (если продажа активов осуществлялась с дисконтом более 90% от их рыночной стоимости, указанной в отчете о независимой оценке).

Срок уплаты такого добровольного отчисления также был длиннее: три месяца с даты осуществления (исполнения) сделки (операции).

Итак, процедура получения разрешений ПравКомиссии становится жестче и потребует от участников сделок дополнительных затрат.

* * *

Данный обзор не является исчерпывающим описанием порядка совершения сделок с долями в уставном капитале и акциями между российскими и «недружественными» лицами, не представляет собой юридическое заключение и не отменяет необходимости получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Эксперты правового департамента Юникона будут рады разъяснить вам положения законодательства и оказать необходимую поддержку в их применении.


Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться